Применяемые в школе образовательные технологии соответствуют возрастным и медико-психолого-педагогическим особенностям учащихся.
Для эффективного использования образовательных технологий простраивается их преемственность, взаимодополняемость.
Сбалансированность используемых образовательных технологий.
Ведущие технологии |
I ступ.
(1-4 кл) |
II ступ.
(5-9 кл) |
III ступ.
(10-11 кл) |
I. По подходу к ребенку: |
1. личностно - ориентированные |
+ |
+ |
+ |
2. гуманно- личностные |
+ |
+ |
+ |
3. сотрудничества |
+ |
+ |
+ |
II. По организационным формам: |
1. классно-урочная |
+ |
+ |
+ |
2. индивидуальные |
+ |
+ |
+ |
3. групповые |
+ |
+ |
+ |
4. дифференцированного обучения |
+ |
+ |
+ |
5. коллективного способа обучения |
+ |
+ |
+ |
6.лекционно – семинарская система |
- |
- |
+ |
7. зачетно – сессионная система |
- |
- |
+ |
8. обучение на основе схем и знаковых моделей |
- |
+ |
+ |
9. тьюторские группы |
- |
+ |
+ |
10. модульное обучение |
- |
- |
+ |
III. По типу управления познавательной деятельности: |
1. технология развития критического мышления через чтение и письмо |
+ |
+ |
+ |
2. обучение с помощью ТСО |
+ |
+ |
+ |
3.работа в малых группах |
+ |
+ |
+ |
4.работа в парах сменного состава |
- |
+ |
+ |
IV. По преобладающему методу: |
1. объяснительно- иллюстративные |
+ |
+ |
+ |
2. развивающегося обучения |
+ |
+ |
+ |
3. диалогические |
+ |
+ |
+ |
4. диспут |
- |
+ |
+ |
5. дискуссия |
- |
- |
+ |
6. дебаты |
- |
- |
+ |
7. программированное обучение |
+ |
+ |
+ |
8. дидактические игры |
+ |
+ |
+ |
9. учебно–поисковая деятельность |
+ |
+ |
+ |
10. проблемное обучение |
+ |
+ |
+ |
11.познавательный поиск по типу научного исследования |
- |
- |
+ |
12. метод проектов |
- |
+ |
+ |
13. информационно-коммуникауионные |
- |
+ |
+ |
Используемые технологии сбалансированы, они соответствуют возрасту детей, их психофизическим особенностям, интеллектуальному потенциалу. Применяемые технологии взаимодополняемы, прослеживается их целесообразность, преемственность по ступеням обучения. Они позволяют решать цели, спрогнозированные в зоне потенциального развития школьников, обуславливают достижение желаемого образа выпускника как результата образовательного процесса на каждой ступени обучения.
Разнообразие используемых в системе образовательных технологий повышает мотивацию учащихся, делает образовательный процесс личностно значимым и успешным.
В СОШ № 4 ведется мониторинг успешности применения современных образовательных технологий, при этом учитываются не только уровень овладения знаниями, умениями, навыками, но и проводится диагностика, позволяющая оценить уровень соответствия компетенциям, заложенным в желаемый образ выпускника.
В образовательном учреждении СОШ № 4 современные образовательные технологии изучаются, апробируются и внедряются на протяжении нескольких лет. В образовательном учреждении предпочтение отдается концепции педагогической поддержки ребенка и процесса его развития О.С. Газмана, личностно – ориентированному обучению, которые позволяют поддерживать процессы самопознания, саморазвития ребенка, сообразно с его психофизическими, индивидуальными особенностями, осуществлять субъект – субъектные отношения учителя и ученика, предполагают проектировать результат, вести мониторинг образовательного процесса.
Ступень |
Название технологии |
Количество учащихся осваивающих технологию |
Доля учащихся, осваивающ. новые техн. |
Показатели |
I (1-4кл)
|
Развивающая система Занкова Л.М. |
132 |
34,5 |
Высокое качество обучения, успешное участие в олимпиадах, конкурсах |
Исследовательская технология |
62 |
16 |
Участие в НОУ «Малая академия» НПК |
Педподдержка детей с низкими интеллектуальными способностями, ослабленных и больных детей |
75 |
20 |
100 % обученности |
Дифференцированное обучение |
382 |
100 |
Понижение уровня тревожности,по выш. мотивации, оценка, адекватность оценки |
Дидактические игры
|
382 |
100 |
Выс. Уровнь мотивации
Выс. Качества ЗУН |
Здоровьесберегающие технологии |
382 |
100 |
Снижение усталости, повышения мотивации, снижение заболеваемости учащихся |
II ступень
(5-9 кл)
|
Интерактивные технологии |
213 |
45,6 |
Повышения уровня: самостоятельности в суждениях, коммуникативности, мотивации к учению |
Обучение на основе схем и знаковых моделей |
309 |
66 |
Повышение качества обученности, снижение тревожности |
Технология развития критического мышления |
139 |
29,7 |
Повышения уровня: самостоятельности в поисковой деятельности, повышение мотивации при работе с книгой |
Обучение с помощью ТСО |
467 |
100 |
Повышение мотивации к учению |
Проблемное обучение |
129 |
27,6 |
Повышение уровня познавательной активности |
Модульные технологии |
98 |
21 |
Повышение познавательного интереса систематизации знаний. Различие самостоятельности |
Технология ТРИЗ |
17 |
4 |
Развитие логики, абстрактного мышления, повышение познавательной активности |
Разноуровневое обучение
Творческий – 6%
Продуктивный – 79%
Репродуктивный – 15% |
467 |
100
|
Снижение уровня тревожности, повышение мотивации, снижение усталости |
Технологии сотрудничества (групповые, командные) |
467 |
100 |
Развитие чувства взаимопомощи, взаимоподдержки, коммуникативности |
Здоровьесберегающие технологии |
467 |
100 |
Снижение усталости, повышение умственной активности, снижение заболеваемости |
III ступень (10-11 кл)
|
Проектные технологии |
87 |
63,5 |
Развитие исследовательских навыков, повышение познавательной деятельности. Работа в НОУ. Участие в НПК |
Информационно-комуникационные технологии |
66 |
48 |
Развитие умений самостоятельного поиска информации, её обработки, использовании |
Технологии ТРИЗ |
13 |
9 |
Развитие логики, нестандартного мышления, способности к интегрированию знаний |
Коммуникативные технологии |
66 |
48 |
Повышение уровня коммуникативности, снижение тревожности |
Лекционно-семинарские и зачетно-сессионные |
137 |
100 |
Подготовка к учебе в ВУЗах и Сузах, повышение уровня удовлетворенности школьной жизнью, формирование когнитивной и специальной компетенции |
Технологии «дебаты», «дискуссия», «диалог» |
66 |
48 |
Развитие самостоятельности мышления, развитие критического мышления, коммуникативной компетенции |
Интерактивные технологии |
137 |
100 |
Повышение коммуникативности, самостоятельности, снижения тревожности, повышение активности |
Технологии сотрудничества (групповые, командные) |
137 |
100 |
Развитие коммуникативности, взаимопомощи, взаимоподдержки |
Таким образом, эффективно используются современные образовательные технологии в образовательном процессе, что позволяет иметь стабильно высокие результаты качества образования, снижения нагрузки и заболеваемости учащихся, повышение профессионального мастерства педагогов, рост числа педагогов, занимающихся инновационной деятельностью, высокий уровень удовлетворенности учеников, родителей, педагогов результатами образовательного процесса в СОШ № 4.
Качество знаний учащихся школы имеет стабильный достаточно высокий уровень и превышает среднеобластной, что подтверждает эффективность реализуемых в образовательной деятельности школы программы «Управление качеством образования» и программы развития «От успеха в школе – к успеху в жизни». Что обусловлено целенаправленным применением адаптированных рабочих программ по предметам и использованием современных педагогических технологий: индивидуального, дифференцированного обучения, гуманно-личностных и здоровьесберегающих, обучения на основе схем и знаковых моделей и др.
В общеобразовательных классах сохранение качества знаний связано с использованием педагогами школы технологии интеграции, личностно-ориентированного, развивающего, проблемного и дифференцированного обучения, а также технологии дидактичесих игр и диалогические.
В классах повышенного уровня сохраняется высокий % качества и увеличение до 2% произошло в результате эффективного применения современных образовательных технологий, таких как: технологии развития критического мышления . индивидуального, модульного, программированного, проектного обучения, исследовательских и информационно-коммуникационных технологий.