Модель системы дополнительного образования детей в СОШ№4 -
залог успеха развития ученика
Поставленная школьной реформой задача обновления системы общего среднего образования приводит к необходимости по- новому взглянуть на место и роль дополнительного образования детей в современной школе.
В средней общеобразовательной школе №4 г. Краснокаменска, трижды названной «Школой года», единственной в Читинской области «Школы века», ведется целенаправленная работа по развитию личности ребёнка. Обучение и воспитание ведётся посредством дополнительных образовательных программ, оказываются дополнительные образовательные услуги, а так же ведётся информационно-образовательная деятельность за пределами основных образовательных программ в интересах ребёнка и его родителей в рамках блока дополнительного образования.
В соответствии с Уставом школы (статья 2.2 (д)) и локальным актом Учреждение имеет право… реализовывать дополнительные образовательные услуги, в том числе платные, за пределами основных образовательных программ». При этом определена направленность, содержание и формы осуществления дополнительных, образовательных программ, которые реализуются в школе.
Школьная система ДО даёт возможность учащимся школы заниматься художественным и техническим творчеством, туристко-краеведческой, экологической деятельностью, спортом, исследовательской работой в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями. Все эти направления работы школы регулируются целевыми программами «Искусства», «Школьный краеведческий музей», «Здоровье», «Военно-патриотическое воспитание» и другие. Данные программы являются составной частью комплексно-целевой программы «Развитие воспитания» с системообразующей деятельностью, направленной на воспитание гражданственности у учащихся. Контроль за исполнением данной программы возложен на заместителя директора по воспитательной работе, который и осуществляет непосредственный контроль за педагогами, в том числе и педагогами ДО.
В школе действует 47 дополнительных программ, разработанных педагогами дополнительного образования. Из них:
Военно-патриотических – 1 (3%);
Физкультурно-спортивных – 9 (охватывает 18 %);
Художественно-эстетических - 7 (охватывает 16 %);
Туристко-краеведческих – 1 (охватывает 8 %);
Социально-педагогических – 3 (2%);
Культурлогических – 4 (13%);
Естественно-научных - 9 (2%)
И по одной эколого-биологической, культурологической и естественнонаучной.
От Детского Юношеского Центра работают на базе школы еще 13 педагогов, они охватывают 12 % учащихся.
Таким образом, по уровню организованности систему ДО можно охарактеризовать как консолидированную, различной направленности. Она не распадается на отдельные фрагменты.
Описывая модель организации дополнительного образования в школе, необходимо подчеркнуть, что она строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с учреждениями дополнительного образования (ДЮЦ, ДООЦ) и с учреждениями Отдела Культуры (ДК «Даурия», Центральная библиотека).
Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Так в 2012-2013 учебном году было организовано и проведено 5 мероприятий с Дворцом Культуры «Даурия», 4 мероприятия с Детской Школой Искусств, 16 мероприятий с ДЮЦ, 5 мероприятий с Центральной Библиотекой. На сегодняшний день имеются планы совместной деятельности с данными организациями и назрела необходимость в разработке программы совместной деятельности, так как данные организации уже давно органически вписались в единое воспитательное пространство школы.
Данная система расширяет воспитательное «поле» школы, т.е. дает возможность личности включиться в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.
Ведущими принципами при формировании системы ДО являются:
- свобода самоопределения и самореализации;
- личностно-ориентированный подход;
- единство обучения, воспитания и развития;
- практико-деятельная основа образовательного процесса;
- создание условий для самореализации личности.
В данных условиях ребенок получает реальную возможность выбора своего индивидуального пути, что означает включение ребёнка в занятия по интересам, создание условий для достижения успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Интеграция основного дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития.
Программа развития школы (2010-2015) нацелена на создание условий для развития индивидуальных способностей субъектов образования и реализации личностной образовательной траектории. Для эффективной реализации данной цели в учебный план школы введены предметы дополнительного образования: ТРИЗ, РТМ, «Краеведение и фольклор», Риторика, МХК, Рукопашный бой, «Химия в промышленности Забайкалья», «Первые шаги в мире информатики», «Веселый English» и др. Данные курсы не только расширяют кругозор, решают воспитательные задачи, но и помогают ребёнку в самоопределении и выборе будущего, раскрывая личные интересы и склонности.
Подсистема внеурочного ДО детей раскрывает ценностно-смысловые компоненты этого мира, опираясь на практическую жизнедеятельность ребёнка. В нем есть то, чего не может дать ребёнку общеобразовательная школа в учебном процессе: добровольность, учёт индивидуальных интересов, желаний и потребностей ребёнка, условия для творческого саморазвития и самореализации детей, не формальность обучения и общая увлечённость деятельностью. Работа по внеурочному дополнительному образованию детей в школе ведётся по шести направлениям, по каждому из которых имеется программа.
1. Центр «Здоровье» объединяет баскетбольные и волейбольные секции юношей и девушек, «Школу выживания» и клуб «ЗОЖ»
2. Центр «Искусства» имеет несколько отделений:
- Техническое и художественное моделирование;
- Хореографический ансамбль «Радуга»;
- Театральная студия «Синяя птица»;
- Театральные кружки мл. школьников;
- Вокальные студии
- Ансамбль ложкарей
- Изобразительная студия.
3. «Школьный краеведческий музей» координирует военно-патриотическую, эколого-краеведческую деятельность школы, деятельность профильных отрядов.
4. «Научное общество учащихся» представляет научно-исследовательскую и проектную работу по различным областям. Его деятельность позволяет ежегодно достигать значительных результатов на районных и областных олимпиадах, НПК
5. Сеть элективных курсов призвана способствовать предпрофильной и профильной подготовке учащихся, и ориентирует на выбор профессии. Среди школьных элективных курсов можно выделить такие как:
- «Химия Забайкалья»;
- «Экономика»;
- «Учись учиться»;
- «Правоведение» и др.
6. Наименее представлено социально-педагогическое направление. В нем работают «Школьный пресс-центр» и правоведческий кружок.
В основе деятельности центров лежат принципы педагогики сотрудничества, что позволяет учащимся и педагогам в тесном творческом союзе готовить общешкольные праздники (традиционные и разовые): «Первое сентября», «Последний звонок», новогодние спектакли, концерты, конкурсы, пионерские сборы, «Казачья ярмарка», «Рыцарский турнир», КВН между учениками и детьми.
Школьное воспитательное пространство не ограничено возможностями СОШ №4. Оно органично вписывается в городское воспитательное пространство. Систему внешкольного ДО представляют ДШИ, ДХШ, ДООЦ, ДЮСШ, РДК, ДК. Педагоги и учащиеся школы с удовольствием и всегда активно участвуют в их деятельности. Занятость учащихся школы в системе внешкольного ДО составляет 65%.
В ДЮСШ занимается 127 ребят,
В ДООЦ - 5,
В ДЮЦ – 318,
В ДШИ – 100,
В ДХШ – 30,
В РДК «Строитель» - 12,
В ДК «Даурия» - 35,
В С/зал «Бриз» - 18,
В «Юный техник» - 13.
Иными словами в школе решаются задачи по созданию условий для развития и поддержки способностей ребенка, потому, что здесь организуются специальные действия, способствующие развитию через учебный процесс, налаживаются тесные контакты с родителями. Дети получают возможность экономить время на дорогу в другое образовательное учреждение, не напряжены, не ущемлены при подготовке домашнего задания, принимают активное участие в жизни школы и класса.
Таким образом, перед нами модель такой системы ДО, которую не нужно компенсировать на стороне. В 2008-2009 году из 1059 учащихся школы в системе ДО было занято 93% учащихся. Среди них 12 учащихся, состоящих на учете в ПДН.
В школе действует 22 кружка, 7 студий, 1 художественный коллектив, 4 спортивные секции, 9 НОУ. Многие ребята посещают 2-3 кружка или секции. На систему ДО в школе выделено в общей сложности 17 ставок, что составляет 510 учебных часов в неделю. В школе работает 26 педагогов дополнительного образования. Из них 18 с высшим образованием, 8 со средне-специальном.
Комплексно-целевая программа «Развитие воспитания» содержит годовую циклограмму мероприятий, проводимых в школе, и мероприятий, в которых школа участвует на уровне города. Все они стимулируют развитие программ ДО.
В в городе и районе проводились мероприятия в рамках акции «60-летию Победы – 60 добрых дел». На сборе активистов «Никто не забыт!» школьная команда заняла II место. В конкурсе газет, посвященных 60-летию Победы, школьный пресс-центр занял II место.
Но призовое место не является единственным критерием выявления результата. На сегодняшний день он вызывает реальные затруднения, так как отсутствуют единые образовательные стандарты. В силу индивидуального характера обучения в идеале для каждой дополнительной образовательной программы должен быть разработан пакет диагностик, отражающих ее цели и задачи. В данный момент педагоги нашей школы работают над этим. Поскольку общая схема диагностики результатов находится в разработке, результативность образовательного процесса соотносится с Моделями выпускника в соответствии со ступенями образования, к которым уже разработан пакет диагностик.
Уровень соответствия «Модели выпускника».
Учебный год |
1 ступень
(нач. школа.) |
2 ступень
(ср. звено) |
3 ступень
(старшая школа) |
2015-2016 |
82% |
72% |
80% |
2016-2017 |
84% |
78% |
77% |
При изучении уровня удовлетворенности участников образовательного процесса школьной жизнью, были получены данные о том, что полностью удовлетворены организацией учебно-воспитательного процесса 40% учащихся, 37% педагогов и 69% родителей. Не совсем удовлетворены, но в целом довольны 50% учащихся, 52% педагогов и 24% родителей. Не удовлетворены 10% учащихся, 11% педагогов и 7% родителей.
Данные цифры свидетельствуют о том, что каждый учащийся школы имеет возможность через систему дополнительного образования реализовать свои способности. Как известно, бесталанных людей не бывает, это значит, что в СОШ №4 каждому найдется дело по душе, по способностям. И выразить себя каждый сможет если не на областном и районном уровне, то на уровне школы или класса.