ВНИМАНИЕ, РЕБЯТА!
В ШКОЛЕ РАБОТАЕТ
СЛУЖБА ШКОЛЬНОЙ
МЕДИАЦИИ.
Если вы:
· Поругались или подрались;
· У вас что-то украли, вас побили и вы знаете обидчика;
· Если вас обижают в классе и т.д.;
ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ В СЛУЖБУ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ
Работа службы направлена на помощь ученикам школы в мирном разрешении конфликтов. Программы примирения могут проводиться службой только при добровольном участии всех сторон конфликта.
Это альтернативный путь разрешения конфликта.
Люди, ведущие примирительную встречу не будут судить, ругать, кого-то защищать или что-то советовать. Их задача – помочь вам самим спокойно разрешить свой конфликт. То есть главными участниками встречи будете вы сами.
УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ СИТУАЦИЯ КОНФЛИКТНАЯ МОЖЕТ БЫТЬ РАССМОТРЕНА СЛУЖБОЙ
1) Стороны признают свое участие в конфликте или любой другой ситуации (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся ее разрешить;
2) Сторонам больше 10 лет.
4) Желательно, чтобы информация о ситуации не передавалась (и на время рассмотрения службой не будет передана) в другие структуры (педсовет, совет по профилактике, обсуждение на классном часе и т.п.).
5) Если в конфликте участвуют учителя или родители, на встрече возможно присутствие взрослого.
ЕСЛИ ВЫ РЕШИЛИ ОБРАТИТЬСЯ В СЛУЖБУ,
то вам надо подойти к
БЕЛОКРЫЛОВОЙ НАТАЛЬЕ ВАЛЕРЬЕВНЕ
КОСЯЧЕНКО ЕВГЕНИИ НИКОЛАЕВНЕ
После этого с каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения к случившемуся и желания участвовать во встрече.
В случае добровольного согласия сторон, ведущий программы проводит примирительную встречу, на которой обсуждается следующие вопросы:
· каковы последствия ситуации для обеих сторон;
· каким образом разрешить ситуацию;
· как сделать, чтобы этого не повторилось.
При необходимости составляется план по возмещению ущерба и социально-психологической реабилитации сторон.
НА ВСТРЕЧЕ ВЫПОЛНЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА:
1) Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
2) На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
3) Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
4) Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.
Нормативная база.
Положение о Школьной службе примирения (медиации).
1. Общие положения
Служба примирения (медиации) – далее «Служба» является социальной службой, действующей в школе (учреждении) на основе добровольческих усилий учащихся.
Служба действует на основании действующего законодательства, устава школы и настоящего Положения.
2. Цели и задачи
Целью деятельности Службы является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.
Задачами Службы являются:
- проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера;
- обучение школьников методам урегулирования школьных конфликтов.
3. Принципы деятельности
Деятельность Службы основана на следующих принципах:
Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы Службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
Принцип конфиденциальности, предполагающий от участников Службы не разглашать полученные в ходе программ сведения, за исключением информации о нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.
Принцип нейтральности, запрещающий Службе принимать сторону одного из участников конфликта, Нейтральность предполагает, что Служба не выясняет вопросы о виновности или невиновности той или иной стороны. А является независимым посредником, помогающим сторонам самим найти верное решение.
4. Порядок формирования
В состав Службы могут входить учащиеся 8-11 классов, прошедшие обучение проведению примирительных программ.
Руководителем службы может быть социальный педагог, психолог или иной педагогический работник школы, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора.
Вопросы членства в Службе, требования к ее членам и другие вопросы, не входящие в настоящие Положение, могут определяться Уставом службы, принимаемым ее членами самостоятельно.
5. Порядок работы Службы
Получение информации о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации, членов Службы.
Принятие решения о возможности или невозможности применения программы примирительного характера в каждом конкретном случае.
Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной из сторон можно квалифицировать как правонарушение, необходимо для проведения программы согласие родителей.
В случае, когда примирительная программа проводится на этапе дознания или следствия о ее проведении ставится в известность администрация и при необходимости она согласуется с органами внутренних дел.
Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель Службы.
В случае, когда конфликтующие стороны не достигли 10-ти летнего возраста, программа проводится с согласия классного руководителя.
Примирительная программа не может проводиться по фактам правонарушений, связанных с наркотиками или крайними проявлениями жестокости. В примирительной программе не могут участвовать лица, имеющие психические заболевания.
Служба самостоятельно определяет сроки и этапы проведения примирительной программы.
Если в ходе примирительной программы стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты фиксируются в примирительном договоре.
При необходимости примирительные договоры могут передаваться администрации школы.
Служба осуществляет контроль над выполнением обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба помогает сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.
При необходимости, Служба содействует в предоставлении участникам примирительной программы доступа к услугам социальной реабилитации.
6. Организация деятельности Службы
Службе администрацией школы предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность иные ресурсы школы такие как: оргтехника, оборудование, канцелярские принадлежности, средства информации и т.п.
Должностные лица школы, Совет по профилактике оказывают Службе содействие в распространении информации о ее деятельности среди учащихся и педагогов, содействует во взаимодействии с социальными службами и другими организациями.
В случае, если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация школы может ходатайствовать о приобщении к делу примирительного договора, а также иных материалов, характеризующих личность подозреваемого (обвиняемого), добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
7. Заключительные положения
Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения директором.
Изменения и дополнения в Положение вносятся директором по предложению Службы или органов ученического самоуправления.
План работы службы медиации в МАОУ СОШ№4
2018-2019 у.г. учебный год
Цель: создание условий для формирования безопасного пространства и обеспечения защиты прав детей, снижение количества конфликтов через внедрение модели реализации восстановительных технологий в систему профилактики конфликтных ситуаций в школьной среде.
Задачи:
- распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы);
- обучение учащихся (воспитанников) и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;
- организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации.
№ |
мероприятие |
Сроки проведения |
Предполагаемый результат |
ответственный |
Нормативно-правовое обеспечение деятельности |
1 |
Определение состава (педагоги, учащиеся, родители) |
сентябрь |
Приказ о создании школьной службы |
Директор МАОУ СОШ №4 |
2 |
Разработка должностных инструкций специалистов |
сентябрь |
Должностные инструкции |
Куратор ШСМ |
Организационно-методическая деятельность |
1 |
Разработка плана работы службы |
сентябрь |
Утверждение плана работы |
Куратор службы |
2 |
Информирование участников образовательного процесса (учителей, родителей, учащихся) о задачах и работе школьной службы медиации |
Сентябрь-октябрь |
Информированность педагогов, учащихся и родителей о ШСМ |
Члены службы школьной медиации
|
3 |
Формирование электронной библиотеки «Восстановительные технологии» |
В течение года |
Создание электронной библиотеки |
Члены службы школьной медиации |
Просветительская деятельность |
1 |
Организация и проведение ознакомительного семинара
«Работа школьной службы медиации» |
октябрь |
Расширение знаний о деятельности |
Педагог-психолог Куратор ШСМ,
|
2 |
Размещение информации о деятельности ШСМ на сайте школы
|
В течение года |
Информированность педагогов, учащихся и родителей о ШСМ |
Куратор ШСМ, главный специалист ИКТ |
3 |
Оформление стенда « Школьная служба медиации» |
|
Информирование о работе ШСМ |
Члены службы школьной медиации |
4 |
Обучение учащихся - членов ШСМ |
Октябрь
|
Расширение знаний о деятельности |
Педагог-психолог |
5 |
Проведение классных часов на тему: «Знакомство со службой школьной медитации», 5-11 классы;
«Разрешение конфликтных ситуаций в школе», 5-11 классы |
Ноябрь-март |
Расширение знаний у учащихся о деятельности ШСМ |
Классные руководители,
педагог – психолог,
социальный педагог |
6 |
Психологические игры на сплоченность,
1-4 классы;
Групповые занятия «Конфликтные ситуации и способы их преодоления»,
1-4 классы |
В течение года
(по запросу) |
Расширение представления учащихся о возможности разрешения спора методом восстановительных технологий |
Классные руководители,
педагог – психолог,
социальный педагог |
7 |
Сотрудничество с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования |
В течение года
(по запросу) |
Защита и представление прав учащихся |
Куратор службы
школьной медиации |
8 |
Проведение ознакомительной встречи с родителями в рамках проведения общешкольных собраний (1-11 классы). |
Сентябрь-ноябрь |
Расширение знаний о деятельности ШСМ |
Администрация школы |
Реализация восстановительных процедур |
1 |
Работа с обращениями |
По мере необходимости |
Полная информация о ситуации |
Члены службы школьной медиации |
2 |
Сбор информации о ситуации, с которой организуется восстановительная процедура |
По мере необходимости |
Полная информация о ситуации |
Члены службы школьной медиации |
3 |
Проведение программ примирения с предоставлением отчетов о проделанной восстановительной работе |
По мере необходимости |
Защита Законных интересов участников образовательного процесса |
Члены службы школьной медиации |
4 |
Консультирование законных представителей несовершеннолетних, специалистов, работающих с участниками реализуемых воспитательные программы |
По мере необходимости |
Подготовка и выдача рекомендаций, получение согласия родителей на проведение воспитательной программы |
Куратор службы
школьной медиации, педагог-психолог |