Пояснительная записка.
Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Важная роль в подготовке подрастающего поколения, способного не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их, принадлежит гражданскому образованию, в основу которого положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач на современном этапе развития Российской Федерации. Оно сочетает формирование навыков социальной практики с глубоким усвоением основ общественных наук. Именно в этом контексте возможны развитие и гражданское, нравственное становление личности, формирование социально значимых ценностных ориентиров и установки на активное участие в развитии страны, формирование гражданской позиции как системы отношений к государству, праву, гражданскому обществу, к самому себе как личности, гражданину.
Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.
Ежегодный мониторинг и анализ социального состава семей учащихся нашей школы позволяет утверждать, что около 42% родителей школьников имеют высшее образование, являются служащими, составляют творческую и техническую интеллигенцию города. Учитывая это, можно предположить, что дома детей настраивают на получение качественного образования для достижения достойного материального и духовного уровня жизни в будущем. Также наблюдается тенденция роста количества детей в семьях, что, несомненно, связано с политикой государства в этом вопросе, меры ответственности граждан за будущее своих детей. Принимая выше перечисленные факты во внимание, школа старается максимально привлечь родительскую общественность к реализации данной профилактической программы, как заинтересованную в получении положительных результатов воспитания.
Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей. Анализ предыдущего периода работы школы выявил, что в «группу риска» попадают учащиеся из-за дисгармоничных отношений в некоторых семьях, соматических заболеваний детей, неблагополучных ситуаций в коллективе сверстников, вследствие возрастных психо-эмоциональных особенностей школьников, отсутствия свойства толерантности у 40% подростков, средовой адаптации учащихся. Таким образом, в современных условиях значимой выступает необходимость разрешения противоречий между общественно-государственным заказом на воспитание социально активных, нравственно и физических здоровых граждан, ведущих здоровый образ жизни и недостаточным вниманием современной школы к формированию гражданской позиции учащихся; между потребностью старших подростков в самореализации, самоопределении и недостаточной разработанностью условий становления их гражданской позиции в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.
Т.О. цель программы заключается в следующем: создание условий для усвоения учащимися гражданских ценностных ориентаций, норм социального поведения, культуры здорового образа жизни, осознание их личностной значимости, через социально ориентированную (в том числе и проектную) деятельность Центра Гражданского воспитания.
Анализ воспитательной и профилактической работы школы в 2007-2008 учебном году, закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», муниципальных профилактических программ позволил сформулировать следующие задачи решаемые данной программой:
Включить в циклограмму воспитательной работы мероприятия в рамках программы по профилактике безнадзорности и правонарушений.
- Разработать и апробировать интегрированный элективный курс, направленный на профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
- Разработать и внедрить эффективные механизмы совместной деятельности участников образовательного пространства по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
- Разработать и внедрить в ОП программу психологического сопровождения «трудных» подростков и семей.
- Способствовать раскрытию потенциала личности ребёнка через научно-методическую, воспитательную, профориентационную работу школы.
Под профилактикой подразумевают научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение физических и социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Поэтому программа составлена на следующих научных и методологических принципах реализации:
· Дифференцированность: учёт возрастных особенностей и специфики работы с детьми группы риска.
· Аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку и т.д., которые являются регуляторами их поведения, что является одним из основных морально-эстетических барьеров формирования асоциальных форм поведения.
· Многоаспектность: сочетание различных направлений целевой профилактической работы, где ведущими аспектами такой деятельности являются образовательный, воспитательный, социальный, психологический.
· Последовательность (этапность).
· Преемственность.
· Законность: первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка в области безопасности, здоровья и законодательства.
· Партнерство: консолидация возможностей социальных групп, общественных и межведомственных организаций.
· Целостность: единство стратегии скоординированного развития всех частей программы, что может быть достигнуто на основе баланса интересов участников программы.
· Саморазвитие: уровень самодостаточности программы, наличие внутренних источников совершенствования, способных адаптировать ее к изменениям в обществе.
Обеспечение реализации программы.
1.Кадровый состав:
· учащиеся МОУ «СОШ №4»
· учителя-предметники,
· классные руководители,
· педагоги ДО,
· ОДД,
· служба поддержки (психолог, социальный педагог),
· библиотекари,
· родители,
· администрация.
2.Перечень учебно-методических разработок:
- Современные интерактивные технологии обучения и воспитания.
- Диагностики: «Уровень воспитанности» (Шамова Т.И.)
«Я и ценности моей жизни»
«Социометрия»
«Я лидер» (изучение операционных коммуникативных умений)
Изучение кол-ва трудновоспитуемых в школе.
3. Программы: воспитания классов
элективных курсов (5-9 – е классы);
профильных предметов (политология, право, философия) для профильного социально-экономического класса
4. Элективные курсы, спецкурсы: «Мой выбор»
«Я - гражданин»
«Познай себя»
5.УМК «Мой выбор»:
методические пособия
рабочие тетради;
компакт-диск «Мой выбор».
Ожидаемые результаты.
- создание системы профилактической работы в школе;
- разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательной системы школы;
- повышение психолого-педагогической грамотности родителей учащихся
- повышение медико-психологической компетентности педагогического коллектива;
- снижение факторов риска потребления ПАВ в детско-подростковой среде;
- уменьшение числа «трудных подростков» в школе;
- активное и результативное участие школьников в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях;
- формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения у детей и подростков;
- создание здоровой и безопасной среды в школе.
Прогнозируемые результаты личностного развития ребёнка отражены в Образе выпускника основной школы:
1. Выпускники школы на всех ступенях образования соответствуют на максимально возможном уровне «Модели выпускника 4-х, 9-х, 11-х класса».
2. Выпускник готов к выполнению трёх социально значимых ролей: «Я - семьянин», «Я - гражданин», «Я - профессионал».
3. Выпускники умеют делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и нести за него ответственность.
4. Выпускники успешно реализуются в жизни и готовы к непрерывному самосовершенствованию.
Создавая Модель выпускника, мы принимаем во внимание черты человека, умеющего совершать осознанный, ответственный выбор:
- здоровье;
- культура (общая и профессиональная);
- гуманизм;
- гражданственность;
- трудолюбие;
- нравственность;
- толерантность;
- коммуникативность;
- законопослушность.
Мы ставим в центр внимания человека, его творческие силы, способность к активному гражданскому выбору.
Критерии оценки:
Для изучения эффективности программы, необходимо отслеживать качественные и количественные изменения, происходящие, как в характеристиках отдельных субъектов воспитательной системы, так и в образе учреждения.
Количественная оценка включает |
Качественная оценка включает |
1. Число детей, занятых во внеурочной деятельности в школьной системе ДО и во внешкольной системе ДО. |
1. Изучение уровня воспитанности личности по методике Шамовой. |
2. Социальная активность:
· Количество участников акций;
· Число акций, общественно-по-лезных дел. |
2. Изучение сферы интересов и направленности личности «Я и ценности моей жизни» |
3. Степень участия родителей. |
3.Изучение социального заказа со стороны родителей «Удовлетворенность родителей» |
4. Количество преступлений и право-нарушений. |
4. Изучение сферы интересов и направленности личности. «Я и ценности моей жизни» |
5. Количество детей, состоящих на учёте (ВШУ, КДН). |
5.Изучение нравственной самооценки |
6.Число диагностических методик, обеспечивающих изучение состояние позиции гражданского выбора. |
6. Изучение данных личностного развития по методикам:
«Я и ценности моей жизни»;
7. Число трудновоспитуемых учащихся в ОУ |
7.Охват учащихся деятельностью Центра гражданского воспитания. |
8.Число программ ДО гражданской направленности. |
9.Число мероприятий в классе, на параллели, в школе. |
10. Наличие планов совместной деятельности с общественными организациями. |
11.Количество родительских лекториев, встреч, собраний. |
Поскольку основным целевым показателем программы является степень усвоения учащимися гражданских ценностных ориентаций, норм социального поведения, культуры здорового образа жизни, осознание их личностной значимости, должен быть создан банк информации о дальнейшем жизненном пути выпускников, в котором должны храниться данные за 10 лет.
Ф.И.О. ученика |
Дата окончания школы |
Самопре-деление |
Получение образования |
Специаль-ность |
Место работы и должность |
Семейное положение |
Самореа-лизация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Профилактическая программа школы включает следующие разделы:
- работа с учащимися;
- взаимодействие с родительской общественностью;
- работа с педагогами школы;
- сотрудничество с межведомственными и общественными организациями.
Для достижения положительного результата действия программы педколлектив использует следующие технологии: личностно-ориентированные, групповые, коллективные, коррекционные, интегративные, интерактивные.
Данные технологии реализуются в диспутах, лекциях, семинарах, тренингах круглых столах, педсоветах конференциях, экскурсиях, играх, конкурсах, олимпиадах, беседах, коллективных творческих дел, соревнованиях и других форма работы