« Дороги, которые мы выбираем…»

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №4"

« Дороги, которые мы выбираем…»

 

   

Пояснительная записка.

 

    Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Важная роль в подготовке подрастающего поколения, способного не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их, принадлежит гражданскому образованию, в основу которого положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач на современном этапе развития Российской Федерации. Оно сочетает формирование навыков социальной практики с глубоким усвоением основ общественных наук. Именно в этом контексте возможны развитие и гражданское, нравственное  становление личности, формирование социально значимых ценностных ориентиров и установки на активное участие в развитии страны, формирование гражданской позиции как системы отношений к государству, праву, гражданскому обществу, к самому себе как личности,  гражданину.
Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

 

    Ежегодный мониторинг и анализ социального состава семей учащихся нашей школы позволяет утверждать, что около 42% родителей школьников имеют высшее образование, являются служащими, составляют творческую и техническую интеллигенцию города. Учитывая это, можно предположить, что дома детей настраивают на получение качественного образования для достижения достойного материального и духовного уровня жизни в будущем. Также наблюдается тенденция роста количества детей в семьях, что, несомненно, связано с политикой государства в этом вопросе, меры ответственности граждан за будущее своих детей. Принимая выше перечисленные факты во внимание, школа старается максимально привлечь родительскую общественность к реализации данной профилактической программы, как заинтересованную в получении положительных результатов воспитания.

 

    Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей. Анализ предыдущего периода работы школы выявил, что в «группу риска» попадают учащиеся из-за дисгармоничных отношений в некоторых семьях, соматических заболеваний детей, неблагополучных ситуаций в коллективе сверстников, вследствие возрастных психо-эмоциональных особенностей школьников, отсутствия свойства толерантности у 40% подростков, средовой адаптации учащихся. Таким образом, в  современных условиях значимой выступает необходимость разрешения противоречий между общественно-государственным заказом на воспитание социально активных, нравственно и физических здоровых  граждан, ведущих здоровый образ жизни и недостаточным вниманием современной школы к формированию гражданской позиции учащихся; между потребностью старших подростков в самореализации, самоопределении  и недостаточной разработанностью условий становления их гражданской позиции в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

 

    Т.О. цель программы заключается в следующем: создание  условий для усвоения учащимися  гражданских ценностных ориентаций, норм социального поведения, культуры здорового образа жизни, осознание их личностной значимости, через социально ориентированную (в том числе и проектную) деятельность Центра Гражданского воспитания.

Анализ воспитательной и профилактической работы школы в 2007-2008 учебном году, закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», муниципальных профилактических программ позволил сформулировать следующие задачи решаемые данной программой:

Включить в циклограмму воспитательной работы мероприятия в рамках программы по профилактике безнадзорности и правонарушений.

  1. Разработать и апробировать интегрированный элективный курс,  направленный на профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
  2. Разработать и внедрить эффективные механизмы совместной деятельности участников образовательного пространства по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
  3. Разработать и внедрить в ОП программу психологического сопровождения «трудных» подростков и семей.
  4. Способствовать раскрытию потенциала личности ребёнка через научно-методическую, воспитательную, профориентационную работу школы.

Под профилактикой подразумевают научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение физических и социокультурных коллизий  у отдельных индивидов группы риска, сохранение,  поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Поэтому программа составлена на следующих научных и методологических  принципах реализации:

·         Дифференцированность: учёт возрастных особенностей и специфики работы с детьми группы риска.

·         Аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку и т.д., которые являются регуляторами их поведения, что является одним из основных морально-эстетических барьеров формирования асоциальных форм поведения.

·         Многоаспектность: сочетание различных направлений целевой профилактической работы, где ведущими аспектами такой деятельности  являются образовательный, воспитательный, социальный, психологический.

·         Последовательность (этапность).

·         Преемственность.

·         Законность: первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка в области безопасности, здоровья и законодательства.

·         Партнерство: консолидация возможностей социальных групп, общественных и межведомственных организаций.

·         Целостность: единство стратегии скоординированного развития всех частей программы, что может быть достигнуто на основе баланса интересов участников программы.

·         Саморазвитие: уровень самодостаточности программы, наличие внутренних источников совершенствования, способных адаптировать ее к изменениям в обществе.

    Обеспечение реализации программы.

 

1.Кадровый состав:

·         учащиеся  МОУ «СОШ №4»

·          учителя-предметники,

·          классные  руководители, 

·         педагоги  ДО, 

·         ОДД, 

·         служба  поддержки  (психолог,  социальный  педагог), 

·         библиотекари, 

·         родители, 

·         администрация.

2.Перечень  учебно-методических  разработок:

  1. Современные  интерактивные  технологии  обучения  и  воспитания.
  2. Диагностики:           «Уровень  воспитанности»  (Шамова  Т.И.)

«Я и ценности моей жизни»

«Социометрия»

«Я лидер» (изучение операционных коммуникативных умений)

  Изучение кол-ва трудновоспитуемых в школе.

 

    3.  Программы:      воспитания классов

элективных курсов  (5-9 – е классы);

профильных предметов (политология, право, философия) для профильного социально-экономического класса 

    4.  Элективные  курсы,  спецкурсы:  «Мой  выбор»

                                      «Я - гражданин»

                                               «Познай  себя»

     5.УМК «Мой выбор»:

                                  методические пособия

                                                 рабочие тетради;

                                                 компакт-диск «Мой выбор».

 

 

           Ожидаемые результаты.

   - создание системы профилактической работы в школе;

   - разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательной   системы школы;

   - повышение психолого-педагогической грамотности родителей учащихся

   - повышение медико-психологической компетентности педагогического коллектива;

   - снижение факторов риска потребления ПАВ в детско-подростковой среде;

   - уменьшение числа «трудных подростков» в школе;

    - активное и результативное участие школьников в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях;

   - формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения у детей и подростков;

    - создание здоровой и безопасной среды в школе.

 

 Прогнозируемые  результаты  личностного  развития  ребёнка  отражены  в  Образе  выпускника основной школы:

    

1.       Выпускники  школы  на  всех  ступенях  образования  соответствуют  на  максимально  возможном  уровне  «Модели  выпускника 4-х, 9-х, 11-х  класса».

2.       Выпускник  готов  к  выполнению  трёх  социально  значимых  ролей:  «Я - семьянин»,  «Я - гражданин»,  «Я - профессионал».

3.       Выпускники  умеют  делать  осознанный  выбор  в  любой  жизненной  ситуации  и  нести  за  него  ответственность.

4.       Выпускники  успешно  реализуются  в  жизни  и  готовы  к  непрерывному  самосовершенствованию.

 

Создавая  Модель  выпускника, мы  принимаем  во  внимание  черты  человека,  умеющего совершать осознанный, ответственный выбор:

-         здоровье;

-         культура  (общая  и  профессиональная);

-         гуманизм;

-         гражданственность;

-         трудолюбие;

-         нравственность;

-         толерантность;

-         коммуникативность;

-         законопослушность.

Мы  ставим  в  центр  внимания  человека, его  творческие  силы, способность к активному гражданскому выбору. 

 

Критерии  оценки:

Для  изучения  эффективности программы,    необходимо  отслеживать  качественные и количественные изменения,  происходящие,   как  в  характеристиках  отдельных  субъектов  воспитательной  системы,  так  и  в  образе  учреждения.

Количественная  оценка  включает

Качественная оценка включает

1. Число детей, занятых во внеурочной деятельности в школьной системе ДО и во внешкольной системе ДО.

1. Изучение уровня воспитанности личности по методике Шамовой.

2. Социальная активность:

·         Количество участников акций;

·         Число акций,  общественно-по-лезных  дел.

2. Изучение сферы интересов  и направленности личности «Я и ценности моей жизни»

3. Степень участия родителей.

3.Изучение социального заказа со стороны родителей  «Удовлетворенность родителей»

4. Количество преступлений и право-нарушений.

4. Изучение сферы интересов  и направленности личности. «Я и ценности моей жизни»

5. Количество детей, состоящих на учёте (ВШУ, КДН).

5.Изучение нравственной самооценки

6.Число диагностических методик, обеспечивающих изучение состояние позиции гражданского выбора.

6. Изучение данных личностного развития по методикам:

 «Я и ценности моей жизни»;

7. Число трудновоспитуемых учащихся в ОУ

7.Охват учащихся деятельностью Центра гражданского воспитания.

8.Число программ ДО гражданской направленности.

9.Число мероприятий в классе, на параллели, в школе.

10. Наличие планов совместной деятельности с общественными организациями.

11.Количество родительских лекториев, встреч, собраний.

 

Поскольку  основным  целевым  показателем  программы  является  степень усвоения учащимися  гражданских ценностных ориентаций, норм социального поведения, культуры здорового образа жизни, осознание их личностной значимости, должен  быть  создан  банк  информации  о  дальнейшем  жизненном  пути  выпускников,  в  котором  должны  храниться  данные  за  10  лет.

Ф.И.О. ученика

Дата окончания школы

Самопре-деление

Получение образования

Специаль-ность

Место работы и должность

Семейное положение

Самореа-лизация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профилактическая программа школы включает следующие разделы:

        - работа с учащимися;

        - взаимодействие с родительской общественностью;

        - работа с педагогами школы;

        - сотрудничество с межведомственными и общественными организациями.

Для достижения положительного результата действия программы педколлектив использует следующие технологии: личностно-ориентированные, групповые, коллективные, коррекционные, интегративные, интерактивные.

Данные технологии реализуются в  диспутах, лекциях, семинарах, тренингах круглых столах, педсоветах конференциях, экскурсиях, играх, конкурсах, олимпиадах, беседах, коллективных творческих дел, соревнованиях и других форма работы

Дата последнего обновления страницы 23.09.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения