скачать
1. Роль воспитания в системе образования
Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества, но благодаря своему воспитательному потенциалу она способна помочь в определении ориентации личности каждого ученика. Задача педагога в школе – помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни.
Разрабатывая концепцию воспитательной работы школы, педагогический коллектив использовал собственный немалый опыт воспитательной работы, что помогло не отойти от школьных традиций в воспитании учащихся. Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы школы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связь с семьей.
Мы предполагаем, что реализация основных положений Концепции позволит совершенствовать механизм развития воспитания в школе, ориентированный на формирование нравственности, гражданственности, патриотизма, социальной активности, творческих способностей, навыков здорового образа жизни учащихся.
Принимаемая Концепция определяет основы:
- разработки новой Программы развития воспитания;
- совершенствования системы управления развитием воспитания;
- обеспечения необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных условий развития воспитания.
- повышения эффективности и качества воспитательной деятельности в образовательном учреждении;
В настоящее время школой накоплен опыт реализации комплексных и целевых программ, направленных на формирования активной гражданской позиции, социальной активности учащихся, развития их интересов к участию в социально-проектной деятельности, самоуправлении, волонтерских практиках и детском общественном движении.
Вместе с тем в детской и подростковой среде стал проявляться ряд негативных явлений, таких как ценностная дезориентация, дефицит духовно-нравственных идеалов, обесценивание достижений предыдущих поколений, отчуждение молодежи от производительного труда. На фоне указанных тенденций обострились следующие проблемы воспитания в системе образования:
-
девальвация ценности воспитания в педагогическом сознании, снижение
воспитательной и социализирующей функций образования на фоне
распространения отношения к образованию как «образовательной услуге»;
-
избыточная сосредоточенность на организационных действиях в ущерб реализации ценностного содержания воспитания; стремление к количественной фиксации и статистическому оформлению результатов и эффектов воспитания в ущерб их качественному анализу;
-
доминирование мероприятийного подхода к воспитанию, преобладание мероприятий, проводимых взрослыми для детей, над делами, совместно организованными взрослыми и детьми; усиление объективно существующей в современной культуре тенденции к изоляции детской и молодежной субкультур от мира взрослых;
-
дефицит форм, методов, технологий работы по формированию культуры выбора мировоззренческих, нравственных, политических идеалов, формированию социокультурной идентичности учащихся, формированию потенциала гражданского действия у подростков и молодежи;
-
несогласованность действий различных субъектов воспитания в формирующемся воспитательном пространстве г.Краснокаменска;
-
низкий уровень развития инфраструктуры воспитательного процесса в образовательных учреждениях, дефицит ресурсного обеспечения.
Необходимость решения отмеченных выше проблем требует обновления содержания и форм воспитательной деятельности, перехода к открытым демократическим моделям воспитания и гуманистическим воспитательным системам.
Методологические подходы и принципы, обеспечивающие развитие воспитания
Методологической основой Концепции развития воспитания является комплекс подходов и принципов, обеспечивающих реализацию процесса воспитания на основе понимания целостности и единства воспитания и обучения, а также взаимодействия всех ведомственных и общественных организаций в формирующемся воспитательном пространстве города.
Современная теория воспитания предлагает педагогической практике разнообразные подходы к решению задач воспитания: аксиологический, деятельностный, системный, , компетентностный, культурологический, средовой и другие. Все подходы дополняют друг друга и отражают многомерный характер современного воспитания.
Ведущими (базовыми) подходами к развитию воспитания в системе образования являются аксиологический, деятельностный, системный подходы.
Аксиологический подход рассматривает личность как уникальную ценностную систему, в которой постоянно возникает возможность самоопределения и самоактуализации. Подход подчеркивает первостепенную важность ценностной составляющей воспитательного взаимодействия педагогов и воспитанников и акцентирует внимание на том, что именно ценности определяют цели, содержание и способы воспитания.
Деятельностный подход определяет возможность личностного развития ребенка только в рамках той или иной деятельности, субъектом которой он становится, и связывает происходящие в ребенке изменения с изменениями именно в его деятельности.
Системный подход предполагает рассмотрение всех компонентов воспитания (целей, задач, содержания, форм, методов и т.п.), не изолированно, а в их взаимосвязи, целостности. Подход позволяет преодолеть фрагментарность воспитательной работы, объединить и усилить педагогический потенциал различных субъектов воспитания, поднять воспитания на новый качественный уровень.
Полноценная реализация названных выше подходов возможна при соблюдении ряда принципов.
-
Принцип учета возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей в воспитании предполагает, что воспитание должно согласовываться с общими законами человеческого развития и строиться сообразно полу, возрасту и иным индивидуальным особенностям ребенка.
-
Принцип социального партнерства в воспитании ориентирует всех субъектов воспитания на равноправное сотрудничество, поиск согласия, оптимизацию отношений в интересах развития личности и общества.
-
Принцип культуросообразности воспитания предполагает, что образование должно открывать ребёнку дверь в мировую культуру (основываться на культурных общечеловеческих ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.
-
Принцип воспитания в коллективе подчеркивает, что воспитание, осуществляясь в детско-взрослых общностях различного типа, дает растущему человеку положительный опыт социальной жизни и создает благоприятные условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения и самореализации.
-
Принцип преемственности в воспитании указывает на непрерывность процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне системы образования), на необходимость личностного присвоения воспитанниками культурно-исторических московских и российских ценностей и традиций.
-
Принцип государственно-общественного управления воспитанием предполагает разделение полномочий и консолидацию усилий органов государственной власти и общественных институтов в решении проблем воспитания подрастающего поколения.
Теоретической основой системы воспитания будет являться : перестройка отношений между детьми и взрослыми - от отношений субординации к отношениям сотрудничества.
Ученик - не средство, не материал, он - цель. Он - это то, что в нем заложено, его индивидуальные возможности, способности, его силы в процессе жизненного определения.
Образовательный процесс в школе должен стать благоприятной средой для развития личности ученика.
Цель и основные задачи развития воспитания
Педагогический процесс в школе должен строится на идеях гуманистического воспитания. В современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. «Из глубины веков, - пишет В.А. Караковский, - дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармонической личности, и нет основания и сегодня отказываться от нее как от сверхцели».
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Наша концепция воспитания предлагает свое понимание содержания параметров социально активной личности.
1. Социально активная личность – это культурный, воспитанный человек. Педагогические аспекты этого утверждения состоят в воспитании у учащихся освоения различных способов жизнедеятельности (основной из которых – здоровьесберегающий и который для нашей школы является одним из приоритетных), развитие практических потребностей, осуществление жизненного самоопределения.
2.Социально активная личность – это духовная личность. Работа в этом направлении подразумевает овладение учащимися общечеловеческими нормами нравственности. Кроме этого, целевые установки воспитания социально активной личности связываются также с образом гражданина – патриота своей страны.
3.Социально – активная личность – личность творческая. Этот аспект включает поддержку и помощь воспитанникам в реализации творческих способностей, создание творческой школьной среды.
4.Социально-активная личность – гуманная личность. Работа в этом направлении заключается в воспитании безопасной личности, т.е. личности, не способной причинить вред ни людям, ни природе, ни себе.
Т.о. Методической целью разработанной концепции является «Формирование у педагогического коллектива школы системного видения процесса воспитания и актуализации потребности в совершенствовании и обновлении практики воспитательной работы с обучающимися в условиях модернизации образования».
Основная цель концепции: «Создание в школе условий для развития социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую активность и гражданственность».
Указанная цель требует решения ряда задач:
- обеспечение преемственности воспитания на всех ступенях образования;
- развитие социального партнерства и координации деятельности между всеми заинтересованными субъектами образовательного пространства;
- совершенствование системы мониторинга процесса воспитания в образовательном учреждении;
- обновление содержания и методики организации воспитательной деятельности образовательного учреждения;
- развитие форм и механизмов системы самоуправления,
-совершенствование работы с учащимися из группы риска и их родителями;
-создание условий развития и воспитания творческой индивидуальной личности ребенка;
- содействие формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития;
Содержание воспитательного процесса.
Исходя из системного подхода, можно выделить 3 слоя воспитательного взаимодействия с личностью ученика.
Первый слой - это воспитательная система всей школы, в рамках которой педагогический коллектив будет стремиться упорядочить влияние всех факторов и структур школьного сообщества на процесс развития учащихся.
Второй слой - это воспитательное пространство класса, где и происходит наибольшее количество актов педагогического взаимодействия.
Третий слой - это система педагогического обеспечения индивидуального развития ребенка.
Отсюда одновременная работа по созданию системы индивидуального развития каждого ребенка, который включен в воспитательные пространства класса, которое, в свою очередь, включено в воспитательную систему школы.
В качестве системообразующих в ОУ определены следующие виды деятельности:
-
воспитание гражданственности - подготовка и включение учащихся школы в жизнь демократического государства и гражданского общества, приобретение ими собственного социального опыта, позволяющего на практике включаться в гражданско-правовые отношения; становление информированных, ответственных и вовлеченных в общественную жизнь граждан с высоким уровнем гражданской позиции
-
познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;
-
художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям;
-
спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической и высокой гигиене жизни;
-
трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к людям и прежде всего к самому себе;
-
ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях;
-
общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;
-
свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком.
Подходы к управлению воспитательной системой.
Управление воспитательной системой, находящейся в режиме обновления, определяется системным подходом, когда система и объект управления имеет определённую организационную структуру, т.е. она разделена на части (структурные подразделения), за которыми закреплены полномочия и ответственность и определены их отношения и правила взаимодействия по горизонтали и вертикали.
Управление развитием воспитательной системы осуществляется через конкретизацию целей воспитания, расширение ведущих видов деятельности, реализацию проектов.
Стратегическое руководство и контроль осуществляет директор школы.
Тактическое руководство осуществляют заместители директора. Они же являются координаторами проектов.
Руководители МО осуществляют методическую помощь и выявляют состояние программного обеспечения.
Психолого-педагогическое диагностирование, поддержку педагогов и учащихся осуществляет психолог и социальный педагог школы.
Старшая вожатая осуществляет различную совместную деятельность учащихся.
Педагоги являются консультантами в работе органов самоуправления.
Руководители кружков, секций осуществляют оперативное управление, т. е. действия в имеющихся условиях.
Учащиеся осуществляют самоуправление.
Родители являются соучастниками образовательного процесса.
Материально-техническое обеспечение.
Развитие воспитательной системы требует финансовых ресурсов на приобретение различного оборудования.
Основным источником финансирования являются средства районного бюджета и внебюджетные средства. Объем финансирования ежегодно может уточняться исходя из возможностей бюджетов.
Так же решить проблему финансирования можно через реализацию проектов, а также используя спонсорскую помощь родителей, организаций.
Научно-методическое обеспечение.
Реализация идеи по развитию воспитательной системы непрерывно связано с научно-методическим обеспечением и проведением комплекса мероприятий, направленных на активизацию образовательной деятельности:
-
расширение связей с научными учреждениями;
-
развитие информационного обеспечения с целью повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
-
формирование современного учебно-методического обеспечения школы;
-
внедрение современных педагогических технологий для проектирования и управления процессом образования;
Деятельность
· диагностическая,
· учебно-познавательная,
· трудовая,
· общественно-полезная,
· эстетическая,
· художественно-творческая,
· ценностно-ориентировочная,
· спортивно-оздоровительная,
· коррекционная.
Технологии
· инновационные технологии,
· передовой педагогический опыт,
· методика коллективной творческой деятельности.
Этапы реализации концепции
1 Этап – Этап становления
Цель: Формирование концепции воспитательной системы как совокупности основных педагогических идей.
Задачи:
1. Выделить системообразующую деятельность, которая отражала бы коллективные потребности и детей, и взрослых; была бы значима для школы; обеспечена материально-технической базой, кадрами.
2. Введение инноваций в школьную жизнь.
3. Создание модели (образа) выпускника.
4. Формирование связей с внешней средой.
Ожидаемый результат:
Цели воспитательной деятельности должны быть сформулированы, внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей.
2 Этап – Отработка содержания деятельности и структуры воспитательной системы
Цель: Развитие инициативы, творчества, традиций, содружества детей и взрослых.
Задачи:
1. Утвердить приоритетные направления функционирования воспитательной системы.
2. Развивать общешкольные школьные коллективы и создавать временные.
3. Развивать самоуправление.
4. Развивать взаимодействие школы с внешней средой.
5. Обеспечить нормативно-правовые условия функционирования воспитательной системы.
Ожидаемый результат: Программа развития воспитания как часть Программы развития школы. Создание нормативно-правовой базы и методического обеспечения воспитательной системы.
3 Этап – Завершающий. Система окончательно сформирована
Цель: Усиление интеграции учебной и внеучебной деятельности.
Задачи:
1.Содружество детей и взрослых.
2.Реализация личностного подхода.
3.Развитие нового педагогического мышления педагогов, основанного на самоанализе и педагогическом творчестве.
4.Многообразие форм, методов и приемов воспитательной работы.
Ожидаемый результат: Создание воспитательной системы школы, обобщение опыта работы, создание новых традиций.
4 этап – Этап обновления и перестройки(2016 год)
Цель: Рост социальных потребностей коллектива.
Задачи:
1.Введение инноваций, ведущих к изменениям системы.
2.Разнообразие содержания.
3. Усложнение организационных и управленческих процессов.
Ожидаемый результат: Совершенствование воспитательной системы школы, подъем на новый более высокий уровень.
Успешной реализации концепции воспитания способствует разработанная Программа развития воспитания, где отражены цели, задачи, направления работы, этапы и методы реализации мероприятий по развитию воспитательной системы школы; скоординированность действий всех участников образовательного процесса: администрации, классных руководителей, родителей и учащихся. В качестве подпрограмм в школе разработаны и действуют:
- Программа «Одаренные дети»
- Программа воспитания здорового образа жизни «Здоровье»
- Программа гражданского воспитания учащихся «Я – гражданин»
- Программа профилактики безнадзорности и правонарушений «Дороги, которые мы выбираем»
- Программа дополнительного образования «Созвездие»
- Программа летней занятости учащихся «Лето».
Перспективные направления реализации
Концепции развития воспитания в системе образования
В МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4», вследствие целенаправленной работы в сфере экспериментальной и инновационной деятельности, создается и реализуется модель Общественно-активной школы, имеющие значение для развития образовательного пространства во 2-5 микрорайоне города Краснокаменска.
Общественно-активная школа призвана выполнять социальнозначимые задачи формирования гражданского сознания, этнической толерантности, нравственности, посредством демократического предоставления свободы выбора форм и организации обучения, соблюдения прав ребенка, организации партнерства с учителями, с родителями, властью. Общественно-активная школа предполагает высокий уровень активности учеников на уроке, во внеурочной деятельности, стремление к открытости и сотрудничеству. Пробуждает учащихся рассматривать свои личные, индивидуальные планы и желания также в контексте коллективных общественных интересов
Основу реализации Концепции составит система целевых программ развития воспитания.
1.Программа развития воспитательной системы школы. «От успеха в школе, к успеху в жизни»
Целью программы является совершенствование новых технологий и методик, содействующих развитию у учащихся способности социально ответственного действия, социальной коммуникации с представителями других социальных позиций и культур, основ правовой культуры, развитию способности анализа ситуации и выявления проблем. Эти цели реализуются при внедрении инновационных образовательных технологий, формирования мировоззрения учащихся, развития гражданской позиции, правового самосознания.
Основным результатом проекта станет развитие взаимодействия между разными ступенями общеобразовательной школы, а также дошкольными учреждениями, учреждениями системы дополнительного образования детей с целью формирования единого подхода и преемственности в воспитании, создание эффективных технологий воспитания и социализации, основанных на создание возможности формирования ребенком собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях, в открытой социальной среде. Новые методики воспитания и социализации должны включать социально-образовательные проекты, молодежные переговорные площадки, интернет-форумы, встречи представителей разных традиций.
Условиями реализации проекта является формирование эффективной и востребованной социальной активности учащихся школы, пространства социального действия, содержательной социальной коммуникации при развитии взаимодействия учреждений образования со всеми заинтересованными субъектами образовательного пространства.
2. Программа «Совершенствование психолого-педагогического сопровождения процесса развития воспитания»
Целью проекта является организация качественного психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса, создающего условия для индивидуализации и самоопределения личности, формирования высокого адаптационного потенциала человека, готовности к активному позитивному социальному взаимодействию в условиях изменчивой среды.
Основными результатами проекта станет создание единого подхода в области психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса, разработка антропологических оснований воспитательного процесса с целью максимального учета личности учащегося, создания эффективных методов воздействия на формирование личностной позиции и влияния на самоопределение молодых людей; разработка эффективных средств диагностики антропологических результатов воспитательного процесса и критериев системы оценки качества воспитательной деятельности, формирование банка диагностических методик, позволяющих определять результативность деятельности воспитания и социализации; подготовленные психолого-педагогические кадры.
Условиями реализации проекта является разработка и реализация системы психологического сопровождения воспитательной работы как одного из элементов управления воспитанием; формирование широкого мотивационного поля личности, обеспечивающего психологическую защищенность и возможность гибкого реагирования на изменения жизненного пространства субъекта воспитания.
3.Программа «Мониторинг деятельности классного руководителя»
Целью программы является повышению эффективности работы классных руководителей в ОУ путем нормирования деятельности и формирования современного механизма оценивания их деятельности.
Основными результатами программы станут: разработанная в ОУ карта эффективности деятельности классного руководителя, Проект «Образ выпускника», «Положение о портфолио», как элементов моделирования воспитательной системы в ОУ, а также элементов управления воспитанием; формирования широкого мотивационного поля, как ученика , так и классного руководителя.
Условиями реализации проекта является разработка эффективной модели мониторинга деятельности классного руководителя с целью реализация их потенциала в решении проблем воспитания и социализации учащихся в рамках перехода на новую систему оплаты труда, привлечения внимания различных структур к проблемам практики воспитания
4.Программа «Семья».
Целью программы Программа «Семья»
является развитие модели взаимодействия ОУ по созданию единой стратегии воспитательной деятельности и общего воспитательного пространства на уровнях «город — микрорайон — родитель — учреждение».
Основными результатами проекта станет создание и реализация новых моделей взаимодействия ОУ, родителей и других заинтересованных субъектов образовательного пространства позволяющих решать задачи развития у родителей социально ответственного отношения к детям, ОУ, месту жительства как сфере реализации личных и профессиональных перспектив своих детей.
Основными условиями реализации проекта является создание схем эффективного взаимодействия родителей, школы и других учреждений образования, ведомств с целью формирования единого пространства воспитания и социализации.
5. Программа «Профилактика безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ. Дороги, которые мы выбираем…»
Целью программы Программа «Профилактика безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ»
является создание условий для усвоения учащимися гражданских ценностных ориентаций, норм социального поведения, культуры здорового образа жизни, осознание их личностной значимости, через социально ориентированную (в том числе и проектную) деятельность Центра Гражданского воспитания.
Основными результатами проекта станет создание и реализация эффективной системы профилактической работы в ОУ.
· Разработка механизмов совместной деятельности участников образовательного пространства.
· Повышение психолого-педагогической грамотности участников ОП.
· Снижение факторов риска употребления ПАВ в детско-подростковой среде.
· Уменьшение числа «трудных» подростков в школе.
· Активное и результативное участие учащихся школы в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.
· Формирование навыков здорового образа жизни у несовершеннолетних.
Создание здоровой и безопасной среды в школе.
Основными условиями реализации проекта является создание схем эффективного взаимодействия родителей, школы, ОВД ПДН, ОБ№4 и других учреждений образования, ведомств с целью формирования единого пространства воспитания и социализации.
6. Программа «Я гражданин»
Целью программы Программа «Я гражданиня»
является интеграция деятельности педагогов и общественности, направленной на формирование позиции активного гражданского выбора у учащихся среднего звена через внедрение УМК «Мой выбор» в образовательный процесс:
в циклограмму воспитательной работы, разработку и апробацию интегрированного курса (обществознания + УМК «Мой выбор») на параллели 8 классов, элективного курса на базе УМК «Мой выбор», разработку и внедрение программы психологического сопровождения деятельности Центра.
Основными результатами программы станет уровень личностного развития ребёнка отраженый в Образе выпускника основной школы: выпускник готов к выполнению трёх социально значимых ролей: «Я - семьянин», «Я - гражданин», «Я - профессионал». Выпускники умеют делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и нести за него ответственность. Выпускники успешно реализуются в жизни и готовы к непрерывному самосовершенствованию.
Основными условиями реализации проекта является создание Центра гражданского воспитания в ОУ.
Ожидаемые результаты реализации Концепции
Ожидаемые результаты развития воспитания в должны быть следующими:
1. Формирование единой воспитательной системы в ОУ;
2. Совершенствование нормативно-правовой и программно-методической базы воспитания.
3. Совершенствование государственно-общественного управления воспитанием и укрепление социального партнерства образовательных институтов с другими общественными субъектами.
4. Создание системы мониторинга качества воспитания.
5. Обновление содержания, форм и методик воспитательной деятельности, распространение технологий работы по формированию культуры ценностного самоопределения и потенциала гражданского действия.
6. Позитивная динамика личностного роста учащихся.
Достижение данных результатов увеличит вероятность появления следующих эффектов воспитания:
личностных – формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности юных москвичей; становление их социокультурной (страновой, этнической, поло-ролевой) идентичности, овладение ими высшими, социально полезными видами деятельности;
социальных – социальная и духовная консолидация жителей столицы, снижение рисков расслоения; развитие институтов гражданского общества; распространение социальных норм доверия и уважения друг к другу представителей различных поколений, социальных групп, религиозных и национальных культур, повышение социальной мобильности личности; рост конкурентоспособности личности, общества и государства.
Исходя из этого, наиболее общим критерием оценки качества воспитания следует считать динамику их личностного роста, в частности:
- динамику усвоения ими основных социальных норм;
- динамику развития их позитивных отношений к базовым общественным ценностям (Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура);
- динамику накопления ими опыта самостоятельного социально значимого действия.
- степень соответствия созданному в ОУ «Образу выпускника».
Выпускник - носитель определённой суммы компетенций; личность, имеющая концепцию собственного «Я», подготовленная к свободному самоопределению, обладающая коммуникативными способностями и следующая правилами этики взаимоотношений; человек, востребованный обществом.
В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности школы является формирование ключевых компетентностей выпускника:
· ценностно-смысловая – готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
· общекультурная – осведомленность обучающегося в особенностях национальной и общечеловеческой культуры;
· учебно-познавательная – готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности;
· информационная – готовность обучающегося самостоятельно работать
с информацией различных источников;
· коммуникативная – включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, предусматривает навыки работы в группе, владение различными специальными ролями в коллективе;
· социально-трудовая – владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности;
· личностного самосовершенствования – готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.
Критериями оценки качества организации педагогом процесса воспитания являются:
- реализация педагогом воспитательного потенциала учебной деятельности детей,
- реализация педагогом воспитательного потенциала внеучебной деятельности детей,
- развитость самоуправленческих начал в деятельности школьников,
- развитость первичных детских коллективов в образовательном учреждении.
Критериями оценки качества созданных в образовательном учреждении условий для воспитания являются:
- разработанность нормативно-методических документов, регулирующих воспитательный процесс в образовательном учреждении,
- обеспеченность воспитательного процесса необходимыми педагогическими кадрами,
- наличие в образовательном учреждении системы стимулов и поощрений для педагогов, организующих процесс воспитания,
- обеспеченность воспитательного процесса необходимыми материально-техническими ресурсами,
- развитость воспитывающей предметно-эстетической среды образовательного учреждения.
Описанные выше критерии являются базой для выделения ряда показателей качества воспитательного процесса, а также для разработки процедуры оценки этого качества самими субъектами воспитания. Ориентация на данные критерии в оценке качества воспитания позволит эффективнее реализовывать основные функции управления воспитанием: планирование воспитания, организация воспитательной работы, мотивация педагогов-воспитателей и контроль их деятельности.
7. Возможные риски
В процессе реализации Концепции развития воспитания могут возникнуть следующие трудности:
– постоянно изменяющиеся социальные условия, что требует дифференцированного подхода к организации воспитания с различными категориями детей и юношества; недостаточное законодательное, нормативно-правовое, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение развития воспитания;
– медленное изменение педагогического мышления в осознании актуальных проблем воспитания детей, юношества и молодежи.
назад