Психологическая готовность ребенка к школе

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №4"

Психологическая готовность ребенка к школе

 

  •  Психологическая готовность

 

Самая обширная группа психических функций и механизмов, которая включает интеллектуальную, личностную и эмоционально – волевую сферы.

        

Психологическая готовность к школьному обучению представляет собой результат общего психического развития ребёнка, комплексный показатель психологической зрелости, развитости комплекса психологических характеристик, которые определяют умственное, эмоциональное и социальное развитие ребёнка.

         Ребёнок. Поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении. Он должен достичь определённого уровня умственного и эмоционально – волевого развития.

         Учебная деятельность требует определённого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребёнок должен владеть основными мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.

         Важны также положительное отношение к учению. Способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.

         Не менее значимы навыки речевого общения, развитая мелкая моторика и зрительно – двигательная координация.

         Поэтому понятие «психологическая готовность к школьному обучению» комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребёнка.

 

  • Особенности психического развития детей 7 лет.

 

         К школьному возрасту ребёнок должен уметь правильно держать ручку и карандаш. Копировать простые изображения. Моторика ребёнка должна быть координирована без лишних движений. Запас знаний о себе и окружающем мире у ребёнка должен включать в себя знание своего пола, возраста, времени года, места жительства, имени и фамилии родителей, их профессии и т.п.

         К 7 годам у дошкольника уже должна быть выражена познавательная активность, направленная в основном на свойства и закономерности предметного мира.

         В этот возрастной период восприятие становится дифференцированным, что позволяет ребёнку различать и называть форму, цвет, величину предметов, устанавливать идентичность предметов эталону.

         К 6 – 7 годам у ребёнка должна быть развита способность к сосредоточенному вниманию в течении 35 – 40 минут при достаточно разнообразной деятельности, при однообразной деятельности этот срок составляет 15 - минут. Ребёнок, к началу школьного обучения, уже способен к произвольному запоминанию.

         К концу дошкольного возраста у ребёнка уже должно быть сформирвано образное мышление и продолжать формироваться наглядно – схематическое мышление. Наглядно – схематическое мышление позволяет ребёнку понимать и успешно использовать различные схематические изображения предметов.

         На протяжении дошкольного возраста у детей на основе наглядно – образного мышления, начинает формироваться словесно – логическое мышление.

         В 6 – 7 летнем возрасте должно присутствовать понятие о сохранении числа, понимание аналоговых отношений, связи и последовательности событий  в сериях из 4 – 5 картин. Ребёнок уже способен  к обобщению на основании различных признаков (как конкретно – наглядных, так и более абстрактных).

         Развитие речи тесно связано с интеллектом и отражает как общее развитие ребёнка, так и уровень его логического мышления. К началу школьного обучения ребёнок должен владеть активным словарным запасом от 3000 до 7000 слов.

         В норме он уже способен к осознанному анализу речи: выделению в слове звуков и слогов, установлению их порядка, т.е. у него должен быть развит фонематический слух.

         К 7 годам ребёнок должен владеть связной монологической речью. Связная монологическая речь представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких предложений. Ребёнок должен владеть пересказом рассказа, уметь составлять сюжетный рассказ по картинкам и серии картин.

 

  • Традиционно выделяют следующие аспекты психологической готовности:

 

1.     Интеллектуальная готовность

Под интеллектуальной готовностью понимается необходимый для усвоения школьной программы уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность.

Такими важнейшими процессами являются:

1.     дифференцированное восприятие, обеспечивающее точность и тонкость принятия сенсорной информации;

2.     умение в течение достаточно продолжительного времени сохронять концентрацию внимания;

3.     способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий, что является основой аналитического мышления; 

4.     начальное овладение символическими операциями;

5.     хорошо развитая произвольная память с ослаблением роли механического запоминания, возможность логического запоминания;

6.     умение как можно точнее воспроизвести образец;

7.     достаточное развитие мелкой моторики (тонких движений) руки;

8.     хорошая сенсомоторная координация и двигательная ловкость;

9.     овладение на слух разговорной речью на основе достаточно развитого фонематического слуха;

10.                        зрелость мотивационной системы ребёнка, обеспечивающей способность тратить усилия для получения новых знаний на основе развитой познавательной мотивации.

Наиболее важными для начала школьного обучения компонентами интеллектуальной готовности, являются сформированность образного и основ словесно – логического мышления, а также достаточный уровень речевого развития.

Интеллектуальный компонент психологической готовности к школьному обучению представляет собой умение ребёнка выделять существенное в явлениях окружающей действительности, умение сравнивать их, видеть сходное и отличное; умение рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

Интеллектуальная готовность считается сформированной, если ребёнок  умеет выделять существенное в явлениях окружающей действительности, умеет сравнивать их, видеть сходное и отличное, умеет рассуждать, находить причины явлений, делать выводы; у него сформированы высшие формы наглядно – образного мышления, развиты произвольное внимание и память, развита мелкая и крупная моторика, словарный запас соответствует возрастной норме,  сформирован фонетико – фонематический слух; но самое главное -  ребёнок  умеет выделять предмет своего познания.

 

 

  •   Эмоционально – волевая готовность.

    

1.          Эмоционально – волевая готовность.

   Под эмоционально – волевой составляющей психологической составляющей к школьному обучению понимается уменьшение у ребёнка произвольность поведения).                Ситуация школьного обучения требует от детей эмоциональной устойчивости, поэтому очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребёнка достаточно зрелой эмоционально – волевая сфера. У ребёнка должна быть развита как внешняя, так и внутренняя регуляция поведения.

Произвольное поведение – это поведение, которое осуществляется в соответствии с образцом и контролируется путём сопоставления с этим образцом (Д.Б. Эльконин).

  Н.Н. Гуткина считает, что именно произвольность поведения определяет успешность обучения ребёнка.

Произвольность поведения включает в себя:

  1. умение ребёнка контролировать свою двигательную активность;
  2. умение действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться                правилам;
  3. высокий уровень развития у ребёнка произвольного внимания;
  4. умение ребёнка работать по образцу;
  5. умение волевого управления собой на трудных занятиях;
  6. доминирование у ребёнка познавательного мотива над игровым мотивом,
  7. наличие у ребёнка внутренней позиции школьника.

Также в школе важно умение ребёнка прилагать волевые усилия. Ключевой момент произвольности управления поведением заключается в способности ребёнка противостоять мешающим факторам во время выполнения како – либо задания. Любая внешняя помеха затрудняет деятельность и  может привести к снижению работоспособности. Поддержание необходимой работоспособности вызывает у ребёнка эмоциональное напряжение и требует привлечения волевого контроля. Эмоциональная напряжённость оказывает заметное влияние на динамику психических процессов и в первую очередь на организацию произвольной памяти, вынимания, мышления, дезорганизуя и замедляя их.

  Т.О. формирование эмоциональной устойчивости и умения прилагать волевые усилия является важнейшим условием готовности ребёнка к школьному обучению.

   Эмоционально – волевая готовность считается сформированной, если ребёнок умеет ставит цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать

препятствия, т. е. У него сформирована произвольность психических процессов.

 

 

  • Личностная готовность.

Выделяют три сферы – отношение к взрослому, отношение к сверстникам и отношение к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности ребёнка к школе и определённым образом с основными структурными компонентами учебной деятельности.

Личностная готовность включает в себя три основных параметра:

1.     Умение строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми. Ребёнок должен понимать условность учебной ситуации; видеть внутреннюю позицию, которую занимает взрослый в отношениях с ним; уметь находиться в условно – ролевых («учитель – ученик») отношениях со взрослым.

2.     Умение общаться со сверстниками.

У ребёнка к концу дошкольного возраста должна возникнуть потребность в общении со сверстниками, умение подчиняться законам детских групп и участвовать в совместной деятельности.

3.     Отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи.

Данный параметр личностной готовности связан с развитием самосознания ребёнка, что проявляется в изменении его самооценки. Обычно дошкольникам свойственна необъективно высокая оценка себя и своих возможностей, что является следствием специфики детского самосознания и нормально для дошкольников. После прохождения кризиса 7 лет, как правило, самооценка становится более адекватной. Неустойчивая или заниженная самооценка у ребёнка, поступающего в школу, свидетельствует о том, что он испытывает дефицит эмоциональной защищённости, поддержки, любви и внимания окружающих взрослых. Низкая самооценка может стать причиной неуспеваемости ребёнка в школе и привести к возникновению страха неудачи и к отказу от занятий учебной деятельностью.

         Таким образом, общение играет большую роль не только в развитии ребёнка, но и в его готовности к школьному обучению. Сформированность общения детерминирует развитие других показателей готовности к школьному обучению.

         Личностная готовность также предполагает определённый уровень развития мотивационной сферы.

         Л.И. Божович считает, что одним из наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе, является определённый уровень мотивационного развития ребёнка, включающий познавательные и социальные мотивы учения.

         По мнению Л.И. Божович наиболее важным в психологической готовности ребёнка к школе является мотивационный план. Она выделяет две группы мотивов учения:

1.                 Широкие социальные мотивы учения, связанные с потребностями ребёнка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрения, с желаниями ученика знать определённое место в системе доступных ему общественных отношений.

2.                 Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, отражающие потребность ребёнка в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками, знаниями.

Сплав этих двух видов мотивов способствует возникновению у ребёнка нового отношения к окружающему миру – внутренней позиции школьника.

         Внутренняя позиция школьника позволяет ребёнку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, т.е. в произвольном поведении ученика, а также способность выполнять роль ученика в ситуации школьного обучения  

 

Дата последнего обновления страницы 23.09.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения