Взаимосвязь с внешними
внешкольными учреждениями.
В целях повышения эффективности профилактической работы школа №4 тесно сотрудничает с сотрудниками ПДН ОВД , ОБ №4
Взаимодействие с внешними для школы структурами происходит по согласованному в начале года плану, профилактическую работу в школе курируют специалисты учреждений.
Основные направления сотрудничества:
1. ОВД ПДН
Выступления перед учащимися:
· Административно- правовое регулирование общественных отношений (5 -11 кл)
· Административный проступок и административная ответственность несовершеннолетних (5-11 кл)
· Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних (7-10 кл)
· Профилактика наркомании и токсикомании. Недопущение правонарушений (6 кл)
· Умей сказать « Нет наркотикам!» (6кл)
· Профилактика правонарушений. Уголовная и административная ответственность.
Профилактика наркомании. Видеофильм «Право на Жизнь». (7-8 кл)
· Профилактика правонарушений. Неформальные объединения. Терроризм . (7-8 кл)
· Как защититься от преступных посягательств (основы виктимологической профилактики) (5-11 кл)
· Проведение правового всеобуча для родителей «Причины правонарушений в подростковом возрасте».
2. ОБ№4
Семинар тренинг «Профилактическая работа с детьми и подростками, направленная на формирование здорового жизненного стиля и профилактику злоупотребления психоактивными веществами»
Лекции нарколога «Причины и профилактика инфекционных заболеваний».»Как уберечь себя от опасности – что должен знать каждый подросток»
3 . ОВД ДПС
Классные часы по правилам дорожного движения (5 – 11 классы один раз в месяц)
Беседы сотрудников ДПС:
· Обучение детей безопасному поведению на дороге (сентябрь 5 – 11 кл)
· ПДД и безопасное поведение на улице (апрель 5 – 11 кл)
Особенности предлагаемой профилактической программы формирования здорового жизненного стиля, здорового образа жизни в школе № 4.
Указанное содержание воплощается в разрабатываемых и внедряемых на практике традиционных моделях профилактического процесса.
Программу «Здоровье» рассматриваем как важнейшую социальную, личностную ценность, тесно связанную с нравственным здоровьем, превращая охрану здоровья учащихся в одно из приоритетных направлений работы школы. Широкое понимание термина «здоровье» (и телесное, и духовное, и экологически чистая среда обитания) позволяет реализовывать программу как на уроках биологии, обществознания, физической культуры, так и во внеклассных мероприятиях, направленных на формирование культуры здорового образа жизни, любви к родной природе, уважительного, толерантного отношения к окружающим людям. Подготовка мероприятий проводится не только педагогическим коллективом школы, но и школьным самоуправлением, родительским комитетом школы и классов; к участию в воспитательных мероприятиях привлекаются сотрудники ряда организаций, занимающихся профилактической работой среди подростков и молодежи.
В условиях школы, когда обучающиеся загружены учебными занятиями, особое значение приобретает взаимосвязь и взаимопроникновение учебной и внеурочной работы. Можно привести несколько успешных примеров из практики школы №4.
В школе создана и успешно функционирует система дополнительного образования детей по следующим направлениям: гуманитарное, естественнонаучное, эколого-биологическое, физкультурно-спортивное, оздоровительное, эстетическое. Полученные навыки на практике помогают ребятам в учебной деятельности, дают возможность оценить себя и своих одноклассников в новой обстановке, позволяют по-новому оценить всем известные правила и нормы поведения, увидеть практический смысл в их содержании. В течение всего учебного года в помещении проводятся соревнования по настольному теннису, шахматам, шашкам. Функционирует система школьного самоуправления - каждый классный коллектив имеет свою Модель самоуправления. Практически все ученики в классе имеют постоянные или временные поручения. Лидеры классов являются членами Совета Лидеров школы и на этом уровне выполняют различные поручения.
Популярностью пользуется созданная в школе Служба Примирения, в состав которой вошли наиболее авторитетные учащиеся школы.
Популярностью пользуются школьный оздоровительный летний лагерь. Обязательным условием пребывания - прогулки разных уровней подготовленности, различные игры, викторины, смотры, брейн-ринги.
Все это помогает решать в школе различные задачи в рамках профилактической программы:
В школе функционируют Центр «Я гражданин» и Центр «Здоровье». Целью работы, которых является формирование у обучающихся коммуникативной, гражданской компетенции: навыков здорового образа жизни, социально-активной позиции, формирование умений правильно вести дискуссию, умение аргументировано отстаивать свою позицию, уважительно относиться к мнению других, активно участвовать в жизни школы, классного коллектива.
Выпускники в любой школе определяют лицо школы, именно они составляют предмет гордости. Они являются носителями культуры, ценностей, традиций воспитательной системы. Они являются носителями как положительного, так и отрицательного нравственного опыта школьного сообщества и, безусловно, они являются объектом подражания для учащихся младших и средних классов. Тем самым очевидно воспитывающее воздействие старшеклассников на школьную среду. Задача педколлектива обратить самое пристальное внимание на этот фактор и максимально эффективно использовать положительный потенциал старшеклассников. Учитывая выше сказанное, следует привести примеры из опыта работы школы по включению старшеклассников в педагогическую деятельность. В школе проводятся мероприятия, в которых старшие классы готовят сценарии этих мероприятий для младших, например, праздник Новогодней Елки, День Учителя, День Матери, Вечер встречи выпускников. Учителя, работающие в разных параллелях, готовят и проводят со старшими учащимися олимпиады, викторины по предметам для учащихся младших классов, классные часы по профилактике вредных привычек «Умей сказать НЕТ». Подготовка к темам классных часов: « Я», «Моя семья», «Что мне полезно, что вредно», «Кому я могу доверять, к кому обратиться за помощью», «Умение отказываться», «Общение», «Как справиться со стрессом» Часто бывшие выпускники школы бывают гостями на классных часах у учащихся школы. Они делятся своим жизненным опытом, наблюдениями и акцентируют внимание ребят на то, что нужно бережно относиться к своему здоровью, формировать навыки здорового и безопасного образа жизни, придерживаться социально - активной гражданской позиции, показывают, какие их ждут перспективы в получении дальнейшего образования, интересных профессий, открытий в мире предпринимательства, науки и творчества.
В формировании социально – активной гражданской позиции учащихся важную роль играет работа по профориентации. Целью курса ИПР (индивидуальное психологическое развитие) в 8, 9 классе является предоставление информации о мире профессий и профессиональной ориентации, личностное развитие ученика, формирование у него способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии. На достижение этих задач направлены психодиагностические тесты, ролевые игры и упражнения, активизирующие самосознание и рефлексию. В 10, 11 классах целью курса «Делопроизводство в WORD» является формирование у обучающихся коммуникативной и специальной компетенции. Учащиеся за период обучения овладевают знаниями по таким курсам: «Делопроизводство», «Деловая переписка», «Основы компьютерной грамотности». В школе планируется совместная работа с инспекцией по делам несовершеннолетних, районным отделом ГИБДД, пожарной инспекцией, службой МЧС. Частыми гостями бывают ветераны войны, ветераны – учителя, проработавшие в школе, боевые офицеры Вооруженных Сил РФ.
Говоря о конкретных результатах данной программы, можно отметить возрастающую сплоченность ученических и родительских коллективов классов, более бережное отношение учащихся к окружающей среде, своему здоровью и окружающим.
Взаимопроникновение профилактической и учебной работы происходит и на уроках, разрабатываемых педагогами школы №4 с учетом возможностей, предоставляемых федеральными учебными программами.
Проведение педагогическим коллективом школы профилактической, информационной работы позволило накопить немалый опыт в организации сотрудничества учащихся и учителей в проектной деятельности. Примером такого сотрудничества стали: проекты школьного Совета старшеклассников «Здоровье», «День самоуправления», «Сквер выпускника», акций «Милосердие», «Доброта». Проектная деятельность играет большую роль в процессе социализации учащихся и позволяет выявлять лидерские качества, раскрывать творческий потенциал. Эти возможности закладываются именно во время самостоятельной деятельности в рамках реализуемых социальных проектов. Чем больше возможностей для получения реального опыта жизни в обществе будет у учащихся, тем больше у него будет возможностей осуществить правильный выбор во взрослой жизни.