Инновационная деятельность
МАОУ «СОШ №4»
Тема инновации: «Реализация модели профильной школы на основе ИУП, как механизм удовлетворения социального заказа и повышения качества образования на третьей ступени образования».
Ключевые понятия:
Предпрофильная подготовка
Профильное образование
Индивидуальный учебный план
Индивидуальная образовательная траектория
Социализация
Тьюторство
Компетентностный подход
Личностно ориентированный подход
Индивидуализация
Системно-деятельностный подход
Продукт образовательной деятельности
Цели и задачи представляемой инновации
Через организацию образовательного процесса на основе ИУП создать условия для повышения качества образования и максимальной социализации и профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов
Задачи:
1. Изучить опыт функционирования модели организации профильного обучения по ИУП в других образовательных учреждениях муниципалитета, края и России.
2. Разработать нормативно-правовую базу для функционирования данной модели в СОШ №4 г. Краснокаменска.
3. Разработать систему мониторинга удовлетворения социального заказа и повышения качества образования на старшей ступени образования.
4. Разработать рекомендации по внедрению данной модели в других образовательных учреждениях.
Краткое описание ожидаемых результатов выполнения проекта:
Нормативно-правовая база, регулирующая реализацию образовательного процесса в профильной школе; Индивидуальные учебные планы учащихся,
Методические рекомендации по составлению расписания в профильной школе;
Методические рекомендации по составлению ИУП;
Методические рекомендации по заполнению классных предметных журналов.
Рабочие программы педагогов по предметам (профиль, база);
Программы элективных курсов;
Программы воспитания классных руководителей;
Портфолио учащихся и педагогов,
Журналы учёта учебных достижений по профильным предметам
Мониторинговая карта уровня учебных и личностных достижений учащихся, обучающихся в системе ИУП.
Требования к результатам реализации инновации, критерии их оценки:
- Повышение качества образования (результаты ЕГЭ, результаты олимпиадного движения, научно-практические конференции (очные-заочные формы))
- Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья учащихся и педагогов (мониторинг состояния здоровья)
Профессиональное самоопределение и личностная самореализация учащихся, через учебные и социальные практики, волонтерское движение (зачетные книжки);
- Сохранение контингента учащихся на параллели (отсев);
Сохранение контингента учащихся в профиле и базе (число учащихся сменивших профиль);
Условия использования результатов реализации инновации:
На муниципальном уровне через практические и теоретические семинары, публикации;
Содержание и структура инновации
ИУП на третьей ступени образования являются оптимальной формой социализации и профессиональной ориентации старшеклассников на основе компетентностного подхода и индивидуализации.
Структура инновации включает в себя: воспитательный и обучающий аспекты. Образовательный аспект в целом представлен следующим образом: Научное общество «Шаг в науку», социальное проектирование, социальная практика, психологическое консультирование, элективные курсы по выбранному профилю, элективные курсы по подготовке к ЕГЭ, социальные практики, волонтёрское движение, урочная деятельность по профильным и базовым предметам.
Основная проблема. Удовлетворение социального заказа, профессионального самоопределения и повышения качества образования на третьей ступени в условиях перехода к профильной школе.
Обоснование актуальности. Создание условий для повышения качества образования, социализации и профессиональной ориентации старшеклассников с учётом их индивидуальных особенностей и профессиональных склонностей.
Научная новизна инновации заключается
-в разработке новой формы обучения старшеклассников – индивидуальных учебных планов как наиболее оптимальной формы, позволяющей реализовать индивидуальный, компетентностный подход к образовательному процессу в профильной школе;
-внедрение в ОП технологий системно-деятельностного подхода в образование;
-разработка наряду с традиционными, новых качественных критериев долгосрочного отслеживания (8лет) внедрения ИУП: (результаты ЕГЭ; успешность поступления в ВУЗ по выбранному профилю, успешность личностной и профессиональной реализации в ВУЗе, профессиональное самоопределение после окончания в ВУЗа, профессиональный рост (3 года).
Практическая значимость инновации заключается в том, что ИУПы являются наиболее оптимальной формой реализации вариативного профильного образования учащихся 10-11 классов.
Сроки осуществления замысла инновации
2012 – 2013 у.г. - диагностический, аналитический. На данном этапе проводится предпрофильная подготовка и диагностика учащихся, создаётся нормативно-правовая база, проводится подготовка педагогов через работу проблемных групп, семинары, педагогические советы, создаются проекты учебного плана, расписания, индивидуальные учебные планы учащихся.
2013 - 2014 у.г. – внедренческий. Утверждаются и реализуются учебный план профильной школы, индивидуальные учебные планы старшеклассников, создаются организационные условия для реализации компететностной модели образования. Создаются методические условия для повышения компетентности педагогов и повышения качества образования через обобщение распространение передового педагогического опыта, выпуск методических сборников, публикаций в профессиональных изданиях, курсовую подготовку и аттестацию учителей.
2014-2015 – обобщающий. Подведение итогов эксперимента на школьном и муниципальном уровне в аспекте применения ИУП как оптимальной формы организации учебного процесса в профильной школе, позволяющей максимально качественно и содержательно реализовать индивидуальные образовательные запросы учащихся и родителей.
Степень (уровень) проработанности инновации:
· этап работы проектировочный,
· выполненный объем работ: реализуются ИУП, полученные результаты участия в муниципальных, краевых турах всероссийских олимпиад, районной научно-практической конференции, качество обученности и уровень успеваемости, заключение договоров с ЗабГГУ, ЧитГТУ.
• Определенность перспектив продолжения работ предполагается в обобщении данного опыта и введение его в режим функционирования, распространения на муниципальном уровне.
• Сформированность ресурсной базы: наличие 15 предметных кабинетов, (только 2 оборудованы мультимедийным оборудованием, имеется химический кабинет с оснащённостью 90%).
• Наличие специалистов необходимого профессионального уровня
• Иное. В перспективе организация социального партнёрства с ресурсными центрами школ, ЗабГГУ, ЧитГТУ, развитие материально-технической базы.