Презентация "Психологическая готовность к школе"
скачать
«Адаптация пятиклассников
к новым условиям учёбы»
Начало учебы в 5-м классе — особый этап в школьной жизни. Перед каждым ребенком стоит задача адаптации к непривычным пока еще условиям: множество учебных предметов, новые учителя и т. п. Этими причинами, в первую очередь, обусловлена относительно высокая тревожность пятиклассников, некоторое снижение успеваемости, проблемы в поведении. Кроме того, приближается «трудный» возраст, когда дети превращаются в подростков. Ведущей деятельностью становится межличностное общение, при этом основным занятием остается учеба. Это еще одна причина внутреннего конфликта, переживаемого учащимися 5-х классов.
Предлагаемый цикл тренингов «Я и Мы» призван оказать пятиклассникам помощь в период адаптации: снизить тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих и, в свою очередь, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны, принимать себя и совершенствовать. Часть занятий посвящена развитию навыков здорового жизненного стиля и профилактике вредных привычек, что становится особенно актуально в последнее время. Социальный опыт детей этого возраста постепенно расширяется, хотя еще не велик; ближайшее окружение — преимущественно дружественное, обозначаемое понятием «Мы». В ходе занятий дети смогут почувствовать себя, свое формирующееся «Я» как часть общего «Мы» (семьи, класса, группы друзей), увидеть и суметь воспользоваться ресурсами, которые дает человеку ближайшее окружение. Приобретенный в тренингах опыт станет профилактикой трудностей пубертатного периода.
Каждое занятие заканчивается ритуалом, поэтому авторы сочли возможным не указывать это постоянно в сценарных планах. То же самое относится и к ритуалу приветствия, вводимому со второго занятия.
Возрастные особенности младшего подростка:
* потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
* повышенная утомляемость;
* стремление обзавестись верным другом;
* стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
* повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
* стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
* отсутствие авторитета возраста;
* отвращение к необоснованным запретам;
* восприимчивость к промахам учителей;
* переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
* отсутствие адаптации к неудачам;
* отсутствие адаптации к положению “худшего”;
* ярко выраженная эмоциональность;
* требовательность к соответствию слова делу;
* повышенный интерес к спорту;
* увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.
Пятиклассники должны:
* уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
* уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
* стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
* уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
* иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
* уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
* уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.
Возникающие проблемы:
* очень много разных учителей;
* непривычное расписание;
* много новых кабинетов;
* новые дети в классе;
* новый классный руководитель;
* проблемы со старшеклассниками;
* возросший темп работы;
* возросший объем работ в классе и д/з;
* рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
* ослабление или отсутствие контроля;
* необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному
темпу, особенностям речи учителей;
* несамостоятельность в работе с текстами;
* низкий уровень развития речи;
* слабое развитие навыков самостоятельной работы;
* своеобразие подросткового возраста.
Признаки успешной адаптации:
* удовлетворенность ребенка процессом обучения;
* ребенок легко справляется с программой;
* степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
* удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
* Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
* Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
* Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
* Нежелания выполнять домашние задания.
* Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
* Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
* Беспокойный сон.
* Трудности утреннего пробуждения, вялость.
* Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Чем можно помочь?
* Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
* Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
* Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и тд.) сообщите об этом классному руководителю.
* Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
* Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
* Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.
* Приучайте его к самостоятельности постепенно.
* Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
* Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
* Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
* Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
Слова, которые поддерживают и которые разрушают его веру в себя:
Слова поддержки:
* Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.
* Ты делаешь это очень хорошо.
* У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
* Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.
Слова разочарования:
* Зная тебя и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше.
* Эта идея никогда не сможет быть реализована.
* Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Способы преодоления тревожности:
* Не сравнивайте ребенка с окружающими.
* Доверяйте ребенку.
* Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
* Демонстрируйте образцы уверенного поведения, постарайтесь быть примером ребенку.
* Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
* Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
* Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
* Используйте наказание лишь в крайних случаях.
* Не унижайте ребенка, наказывая его.
* Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
* Помогите ему найти дело по душе.
«Открытое письмо родителям»
Дорогие _________________________________________________________________
Вот я и учусь в 5 классе.
Прежде всего, хочу сообщить, что я __________________________________________.
Если сравнивать с учёбой в 4 классе, то сейчас _______________________________________.
Иногда я _______________________________________________________________________.
Самый интересный для меня предмет _______________________________________________.
А ещё я ________________________________________________________________________.
Но кроме этого я хочу рассказать о ___________________________________________
_______________________________________________________________________________.
Самым трудным для меня в 5 классе __________________________________________
_______________________________________________________________________________.
Больше всего я хочу _______________________________________________________
_______________________________________________________________________________.
А в большинстве случаев настроение у меня ___________________________________.
Ещё хочу сказать, что учителя, которые ведут уроки в 5 классе _____________________________
_______________________________________________________________________________.
А наш классный руководитель _______________________________________________.
Хочу признаться, что у меня совсем нет времени на _____________________________________
_______________________________________________________________________________.
Но вот то, что заинтересовало меня, так это ___________________________________
______________________________________________________________________________
В 5 классе меня удивило _______________________________________________________
______________________________________________________________________________
Но я с гордостью могу сказать, что теперь умею ________________________________
______________________________________________________________________________
Жаль, но меня торопят ________________________________________________________________
Крепко ______________________________________________.
Дата _________________ Имя __________________
скачатьскачать