Из опыта работы МАОУ «СОШ №4» о механизмах социализации и воспитания детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

   

 

 

 

 

 

 Организация просветительской деятельности с родителями в МАОУ «СОШ №4» г. Краснокаменска Забайкальского края.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

Организация работы по профилактике суицида в образовательной среде  МАОУ СОШ №4.

 

   

 

 

 

 

Конспекты открытых занятий

    

Занятие для обучающихся 4 класса на тему: «Радуга отношений»

(по программе «Тропинка к своему Я»)


 

 

Занятие с выпускниками 11 класса по программе «Путь к успеху».


 

Москва «Просвещение» 2017.

Организация просветительской деятельности с родителями в МАОУ «СОШ №4» г. Краснокаменска Забайкальского края.

«Основой духовно-нравственного воспитания

является духовная культура общества,

 семьи и образовательного учреждения –

той среды, в которой живет ребенок,

в которой происходит становление и развитие».

В.А. Сухомлинский.

Необходимость сотрудничества семьи и школы всегда играла важную роль в формировании и развитии учащихся. Родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.

В МАОУ СОШ №4 реализуется программа по работе с родителями «Школа, дом – одна семья». Основной целью программы является установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Среди основных задачорганизации совместной работы школы и родителей можно выделить следующие:

 - консультирование и просвещение по психолого-педагогическим проблемам (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

 - участие родителей в учебно-воспитательном процессе (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

 - участие родителей в управлении школой (Управляющий Совет школы, родительские комитеты).

Характеры воспитания детей в семье и школе не могут противостоять друг другу, а должны дополнять друг друга. Поэтому одним из направлений работы школы является просвещение родителей (законных представителей).

Основными направлениями в области просвещения родительской общественности являются: психолого-педагогическое просвещение, повышение правовой культуры, организация спортивно-оздоровительной работы в семье, возможность участия в управлении образовательным учреждением и образовательным процессом, организация культурно-досуговой, учебно-исследовательской, проектной деятельности.

Психолого-педагогическое просвещение родителей играет очень важную роль в формировании личности ребёнка.  Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы ознакомить педагогов, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребёнка; популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с учащимися; достичь понимания, необходимости практической психологии и работы психологов в образовательном учреждении. Для того чтобы ребенок вырос хорошим человеком, здоровой культурной личностью, необходимо наладить отношения между учителями и родителями. Именно родители должны стать помощниками педагогов, заинтересованными участниками педагогического процесса, коллегами в едином деле воспитания. А для того, чтобы эта работы была эффективной необходимо систематически способствовать повышению педагогической и психологической грамотности родителей. Психолого - педагогическое просвещение родителей мы организуем помощью следующих форм работы:

       -  университет педагогический компетенций (лектории, семинары);

       -  индивидуальные и тематические консультации;

       -  тренинги.

Университет педагогических компетенций - это достаточно интересная и продуктивная форма работы с родителями.Назначение родительских университетов в общеобразовательной школе— психолого-педагогическое просвещение родителей. Просвещение родителей направлено на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания и проблемами педагогической науки, на установление контактов родителей с общественностью, педагогами, специалистами различных служб и ведомств. Наиболее эффективными являются родительские университеты, которые проводятся в параллели возрастных групп. Это дает возможность пригласить на занятие университета наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями.

Индивидуальные и тематические консультации проводятся педагогами, психологом и администрацией школы по запросу самих родителей, если они сталкиваются с проблемой воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не могут. Тематические и индивидуальные консультации также проводятся для родителей по рекомендации классного руководителя, учителя-предметника или члена администрации школы, если педагоги видят, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации. Тематические и индивидуальные консультации тщательно готовиться.

В школе действует служба примирения – это организованная форма, в которой команда взрослых и подростков реализует в образовательном учреждении принципы и технологии восстановительного подхода к реагированию на конфликты и правонарушения. Для медиации конфликтов могут обратиться все участники образовательного процесса. В группу медиаторов входит руководитель, педагоги, подростки и родители, прошедшие психологическую подготовку по эффективным способам разрешения конфликтных ситуаций. В случае обращения, медиаторы проводят индивидуальные и групповые консультации по теме запроса. Работа школьной службы медиации осуществляется в соответствие с планом, утвержденным руководителем образовательной организации.

Классные руководители систематически проводят тематические родительские собрания по вопросам воспитания и эффективного взаимодействия в семье.

Традиционно педагог-психолог школы организует занятия с элементами психологического тренинга с законными представителями. Через практические упражнения педагог-психолог помогает родителям найти пути к пониманию поведения опекаемого ребенка, создает условия для становления родительской компетентности через повышение информированности и осмысление механизмов эффективного общения и формирования умений и навыков конструктивного взаимодействия с детьми в семье.

        С целью совершенствования работы с родителями в области просвещения в школе была разработана программа«Школа для родителей». Цель программы:повышение уровня компетентности родителей в вопросах образования, воспитания и развития личности ребенка.

Помимо использования привычных технологий работы с родителями, данная программа предусматривает использование нетрадиционных форм работы:

-        моя родословная (встречи поколений, размышление над проблемами воспитания, обращение к источникам народной педагогики);

-        в семейном кругу (анкетирование родителей, индивидуальная помощь семьям через консультации, демонстрация материалов, встреча с врачами, психологами, юристами);

-        семейное письмо (встреча с родителями и обсуждение проблем семейного воспитания);

-        народная светлица (обращение к народным традициям, формирование личности школьника через общение с природой, общение родителей с детьми через природу, совместная деятельность родителей, детей и педагогов);

-        день добрых дел (совместная трудовая деятельность педагогов, родителей и детей);

-        вечер большой семьи (принимают участие родители, школьники, педагоги; организация отдыха: игры);

-        альбом-эстафета (из опыта организации отдыха в семье);

-        дискуссионный клуб (обсуждение проблем воспитания школьников);

-        клуб «Семейные традиции»;

-        семейная копилка (подбор материалов из опыта семейного воспитания);

-        аукцион идей семейной педагогики;

-        родительская школа (организовывается в форме клуба, предусматривается проведение диспутов, выпуска родительских газет);

-        азбука семейного воспитания (обсуждение проблем, трудностей воспитания детей в неполных семьях, выступления специалистов-врачей, юристов, психологов, оказание родителям индивидуальной помощи);

-        дни доверия (в определенные дни педагоги, врач-психолог.)

-        родительские чтения; родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в е? обсуждении.

Этапы проведения родительских чтений следующие:

-        на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;

-        учитель собирает и анализирует информацию;

-        определяется список литературы по данному вопросу;

-        изучение литературы родителями;

-        изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.

В рамках реализации программы администрацией школыи педагогом-психологом разработана не только тематика родительских собраний, но и определена работа родительского всеобуча. План общешкольных родительских собраний разведен не только по уровням образования в соответствии с возрастными особенностями детей, но и выделены модули для дистанционного и очного просвещения родителей.

 1 модуль – «Семейное воспитание»

2 модуль – «Основы семейного права»

3 модуль - «Трудные дети»

4 модуль - «Основы здорового образа жизни и содержательного досуга»

В результате реализации программы ее участники будут:

«Знать»:

- теоретическую информацию о воспитании и развитии детей соответственно их возрасту;

- методы и приемы восстановления семейных традиций;

- права и обязанности детей и родителей.

«Уметь»:

- обеспечивать благоприятные условия жизнедеятельности в семье;

- смогут нормализовать психологический климат в семье;

- грамотно вести профилактику вредных привычек и склонностей.

«Владеть»:

- позитивно эмоциональным восприятием своих реальных и потенциальных детей;

-технологиями грамотного питания, закаливания, физического воспитания, стоматологической профилактики;

- ценностным отношением к семье, детям, их воспитанию и оздоровлению.

 

Совместное изучение нормативных документов, оказание помощи в грамотном применении существующих документов на практике осуществляется в рамках повышения правовой культуры родителей.Как в индивидуальной форме по запросу, так и в групповой форме по плану работы школы администрация и педагоги организуют встречи с представителями общественных организаций (ОМВД, работники отдела охраны прав детства, ЗАГС и т.д.)

Следующим, не менее значимым, направлением в просветительской работе с родителями является организация спортивно-оздоровительной деятельности.В рамках реализации данного направления осуществляется пропаганда здорового образа жизни, профилактика возникновения вредных привычек и наклонностей, определение негативных факторов риска для здоровья детей, формирование положительного отношения к физической культуре и спорту.

Пропаганда здорового образа жизни реализуется через педагогические практикумы по закаливанию, формирование потребности в организации режима дня и сбалансированного питания детей в семье, обращения к врачу по любым вопросам, связанным с состоянием здоровья, совместное изучение правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

Профилактика возникновения вредных привычек и наклонностей, определение негативных факторов риска для здоровья детей – является одной из главных направлений в работе с родителями. Ежегодная акция «Безопасный интернет» позволяет родителям повысить свою осведомлённость в области опасных для здоровья и жизни детей интернет-ресурсов, а также узнать алгоритм действий в случае обнаружения вовлечения детей в виртуальные игры. Администрация школы традиционно организует родительские встречи с представителями здравоохранения и детских спортивных школ.

Формирование положительного отношения к физической культуре и спорту педагоги реализуют через организацию работы кружков спортивной и хореографической направленности, где родители могут получить практикум по физической культуре и созданию режима двигательной активности.

Участие родительской общественности в управлении образовательным учреждением и образовательным процессом. Одной из форм участияродителей в управлении школой является деятельность родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Родительский комитет осуществляет свою деятельность на основе Положения о родительском комитете в МАОУ «СИШ №4», Устава школы. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей классов. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями или, людьми их заменяющими, организации в классе мероприятий учебного и внеучебного плана. Заседания родительского комитета проходит по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Родительский комитет класса привлекает родителей к организации и проведению досуговых мероприятий, акций школьного, муниципального и краевого уровня. Члены родительского комитета способствуют укреплению материально-технической базы, участвуют в беседах с учителями, администрацией школы, высказывают пожелания по совершенствованию образовательного процесса. Также родительский комитет принимает участие в разработке Устава школы.

Степень активности родителей в жизнедеятельности классных коллективов можно представить в виде диаграммы. Классов, в которых вообще бы не было родительских комитетов в ОО нет.

 

Основная масса комитетов работает, всегда отзываются на помощь классного руководителя, но инициативы и самостоятельности не проявляют.  Наиболее активны родители учащихся начальных классов, и они же более удовлетворены качеством предлагаемых образовательных услуг.  9 классных руководителей основной и старшей школы ставят для себя в качестве задачи на следующий учебных год – вовлечение родителей в образовательный процесс. Общешкольный родительский комитет, также по инициативе администрации ОУ для решения каких-либо важных проблем.

Управляющий Совет школы включает в себя всех участников образовательного процесса. Доля родителей, вошедших с состав Совета, возросла за последние два года с 31% до 39%. Это говорит о росте заинтересованных родителей в организации процесса воспитания и обучения детей.

Следующим, не менее важным направлением в просветительской работе с родителями является организация культурно - досуговой, учебно – исследовательской, проектной деятельности. Родители привлекаются к проведению информационных часов. Эти часы связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся. Специалисты школы проводят открытые классные часы и внеклассные мероприятия для родителей, где он не только наблюдают за детьми и учатся организовывать досуг, а также могут выступать в роли жюри или стать участником, музыкального, театрального мероприятия. Неоценимую помощь оказывает коллектив родителей в организации родительского патрулирования. Родительский патруль участвует в проведении экскурсий, посещении семей, если в том есть необходимость. Участники родительского патруля наблюдают во время дежурства, экскурсий за поведением детей и делятся впечатлениями на родительском собрании. Иногда мнение, высказанное родителями класса, которые общаются с детьми не каждый день, является более действенным, чем мнение учителя. Родительский актив следит и за формой поощрения детей: готовит подарки, призы, грамоты. В свете реализации ФГОС важное значение имеет исследовательская и проектная деятельность. И здесь родители нашей школы не остаются в стороне. Администрация школы знакомит родителей с Положением об организации проектной деятельности, в котором четко определена роль родителей. Результаты исследовательской деятельности родители представляют ученической и родительской аудитории.

Мощным источником просвещения для наших родителей выступает сайт школы. На сайте родители могут найти любую интересующую их информацию: от нормативных документов, публичного отчета администрации школы и специалистов до рекомендаций психолога и учителей. А также задать вопросы по электронной почте. Таким образом, школа устанавливает связь с родительской общественностью.

С целью изучения удовлетворенности родителей образовательным процессом ежегодно в школе проходит анкетирование. В мониторинге принимают участие родители всех уровней образования в возрасте от 25 до55 лет. Мониторинг дает возможность получить обратную связь от родителей и спланировать просветительскую деятельность школы с учетом интересов родительской общественности.

По результатам опроса об удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг выросло число родителей, которые удовлетворены предоставляемыми услугами, причем именно в тех классах, где родительские комитеты работают в системе,  активно. Процент неудовлетворенных родителей значительно выше в тех классных коллективов, где родители практически не участвуют в жизни школы. По итогам этого учебного года удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг выросла по сравнению с прошлым годом на 13% и составила 43%.

Удовлетворенность родителей предоставляемым качеством образовательных услуг

(2016-2017 учебный год)

 

 

 

Вывод:в образовательной организации  действует система, направленная на создание единой воспитательной среды,  необходимой для раскрытия потенциальных возможностей каждого школьника через сотрудничество, с семьей, где  родители выступают в роли ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми, в роли экспертов (если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель), в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что просветительская работа в МАОУ «СОШ №4» осуществляется на удовлетворительном уровне и педагоги школы постоянно совершенствуют  свою профессиональную компетентность.