44584AD4-64F1-4A9E-9B19-06722BA77FA7
Забайкальский край вошел в число субъектов – получателей субсидии из федерального бюджета на организацию здорового горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях.
Средства федеральной субсидии будут направлены организацию бесплатного здорового горячего питания всех обучающихся 1-4 классов с 1 сентября 2020 года.
Здоровое питание предусматривает первый прием пищи ребенком дома с учетом режима дня и организации образовательного процесса.
В школе обучающиеся обеспечиваются горячим питанием в виде завтрака и (или) обеда в зависимости от режима (смены) обучения во вторую или третью перемены.
Завтрак должен состоять из горячего блюда и напитка, рекомендуется добавлять ягоды, фрукты и овощи. Обед должен включать закуску (салат или свежие овощи), горячее первое, второе блюдо и напиток.
Меню разрабатывается на период не менее двух учебных недель, с учетом требуемых для детей поступления калорийности, белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов, необходимых для их нормального роста и развития.
Независимо от организационных правовых форм, юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с организацией и (или) обеспечением горячего питания обучающихся, обеспечивают реализацию мероприятий, направленных на охрану здоровья обучающихся, в том числе соблюдение требований качества и безопасности, сроков годности, поступающих на пищеблок продовольственного сырья и пищевых продуктов; проведение производственного контроля и контроля качества и безопасности готовой продукции.
Ответственным лицом за организацию и качество горячего питания обучающихся является общеобразовательная организация.
Плановые мероприятия по обновлению инфраструктуры и оборудования школьных пищеблоков будут проводится в период с 2020 по 2023 годы.
Школа с честью и достоинством носит высокие звания:
«Школа года Российской Федерации – 1996»
«Школа года Российской Федерации – 1997»
«Школа года Российской Федерации – 1998»
«Школа века Российской Федерации – 2001»
«Областная творческая педагогическая лаборатория» 2006г.
«Лучшая школа России» 2007
(среди учреждений , внедряющих инновационные образовательные программы в рамках Приоритетного национального проекта «Образование»).
Призер в номинации "Инноватика в общем образовании"
на первом краевом форуме учреждений,
реализующих инновационные программы, "Образование -2011"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» расположено во 2, 5 микрорайоне города Краснокаменска Забайкальского края. Реализует программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования, организует среду осознанного выбора. Системообразующей деятельностью в воспитании является воспитание гражданственности.
Учетная карточка учреждения
Полное наименование |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №4" |
Сокращенное наименование |
МАОУ "СОШ №4" |
Субъект Федерации |
Забайкальский край |
Организационно-правовая форма |
Бюджетные учреждения |
Форма собственности |
Муниципальная |
Вид деятельности |
Образовательная |
Язык образования |
Русский |
Дата создания организации |
Создана в 1974 году по решению Городского исполнительного комитета Советов трудящихся от 12.09.1974 года №154. |
Учредитель |
Администрация муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края |
Налоговый орган |
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы |
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе |
дата выдачи 26 апреля 1999 г. Серия и номер 75 № 002119387 |
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 232 от 11.05.2016
|
серия 75 ЛО2 № 0000590 |
ОКПО |
42606099 |
Учетный № |
Ш9040 |
ИНН |
7530008784 |
КПП |
753001001 |
ОГРН |
1027501067538 |
Дата государственной регистрации |
02.10.2009 |
Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц |
серия 75 № 002140125 |
Свидетельство о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения |
серия 75 № 002346034 |
Свидетельство о государственной аккредитации Срок действия 16 июня 2023 г |
№ 96 от 31.10.2016 Серия 75 А02 № 0000242 |
Общеобразовательные программы, прошедшие государственную аккредитацию |
Приложение №1 к св-ву №96 от 31.10.2016 Серия 75 А02 № 0000290 |
Адрес |
674674, Забайкальский край, Краснокаменский район, г. Краснокаменск, 222 |
Телефоны |
8(30245)2-50-52 – директор, 8(30245)6-01-04 – администрация 8 (30245)2-65-98 - вахта 8(30245)2-45-86 – гл.бухгалтер |
E-mail учреждения |
sh4_kr@mail.ru – основной
|
Ответственные лица |
Директор Ельцина Жанна Анатольевна Гл.бухгалтер Лопатина Ольга Васильевна |
График работы:
ПН - совещание при ЗДНМР ВТ - административная работа в КУО СР -совещание при директоре, Совет профилактики 1 раз в мес ЧТ - совещание при ЗДУВР ПТ - совещание при ЗДУВР СБ - работа с родителями |
Директор и администрация: Понедельник - Пятница с 8.00 – 17.00 Суббота – 9.00 – 13.00 Секретарь: Понедельник - Пятница с 9.00 до 17.00 Бухгалтерия: Понедельник - Пятница с 9.00 до 17.00 Библиотека: Понедельник - Пятница с 8.30 до 16.00 Суббота – 9.00 – 13.00 Медицинский кабинет: Понедельник - Пятница с 8.00 до 16.00 Суббота с 9.00 до 13.00 |
Уровни образования и нормативный срок обучения |
Начальное общее образование - 4 года Основное общее образование - 5 лет Среднее (полное) общее образование - 2 года Дополнительное образование - 1-3 года |
Формы обучения | очная, очно-заочная |
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» расположено во 2, 5 микрорайоне города Краснокаменска Забайкальского края. Обучает до 800 учащихся. Реализует программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, организует среду осознанного выбора. Системообразующей деятельностью является воспитание гражданственности.
Педагогический коллектив школы, в целом, характеризует профессиональная компетентность, достаточно высокий творческий потенциал, интерес к инновациям в образовании и желание самосовершенствоваться. В 2014 уч. г. укомплектованность кадрами в школе составила 100 % от необходимого числа педагогов. Четыре педагога (7%) имеют высшую квалификационную категорию, первая квалификационная категория присвоена 13-ти педагогам (что составляет 23%), 6 учителей (или 10% от общего числа) имеют вторую категорию. Доля педагогов, имеющих высшее педагогическое образование, составила 74 % от общего числа учителей.
Сведения о награждениях педагогических работников
Заслуженный учитель РФ - 1 чел. (Худайбердина В.П.);
Отличник народного просвещения, отличник образования СССР – 5 чел. (Сарапульцева В.Д., Хохлачёва Г.Н., Худайбердина В.П., Баженова В.А., Серова Н.Г.);
Почётный работник общего образования РФ – 5 чел. (Кабанцова Л.М., Номоконова Н.В., Чеузова А.С., Серова Н.Г., Марченко В.В.);
Заслуженный работник образования Читинской области (Забайкальского края) – 9 чел. (Асеева О.Н., Баженова В.А., Хардина Г.В., Хохлачёва Г.Н., Филиппова Н.А., Литвинцева Л.И., Номоконова Н.В., Косяченко Е.Н., Олейник И.Н.,).
Почётной грамотой Министерства образования РФ поощрены 8 педагогов, 5 педагогов поощрены Благодарственными письмами МО РФ. Почётной грамотой губернатора Читинской области поощрены 6 педагогов и 6 педагогов – Благодарственными письмами губернатора Читинской области (Забайкальского края).
Учитель школы №4 успешно представлял городскую систему образования в краевом конкурсе «Педагог года» в 2006 году. Двое учителей, представив свой опыт работы в рамках Приоритетного Национального проекта «Образование», получили звание «Лучший учитель России».
Школа заявляет о себе как общественно-активной школе. Связи школы достаточно разнообразны: ОАО «ППГХО»; ГМЗ; МСУ №50; ГОВД; КДН; ОБ№4; ДЮЦ; ДШИ; ДК «Строитель», «Даурия»; в прошлом ПУ № 11, 34 ( теперь техникумы); Стадион «Аргунь»; С/З «Бриз»; ДЮСШ; Краевая больница( «Центр здоровья»); Организация воинов-афганцев; Налоговая инспекция; Наркоконтроль. Школа активно сотрудничает с Центральной районной библиотекой на основе договора о совместной работе и составленного плана совместной работы.
Основные этапы развития системы обеспечения качества подготовки выпускников.
В разные годы педагогами школы были выдвинуты и внедрены в образовательный процесс идеи, обеспечивающие сегодня высокий уровень качества образования.
В 1999 году была начата разработка Модели выпускника 4,9,11 классов как система показателей качества образования, в основу которой в 2008 году был заложен компетентностный подход. Сегодня Образ выпускника пересмотрен с учетом требований стандартов второго поколения и НОИ «Наша новая школа»
В школе с 2004г реализуется программа «Управления качеством образования», отрабатывается внутришкольная система управления качеством образования. В 2008 году школа обобщила опыт управления в областном конкурсе внутренних систем оценки качества образования.
В 2000 году начат переход на программно-целевое управление: было разработано и реализуется 19 комплексно-целевых программ. На их основе строилась программа развития школы, реализовавшая основной принцип «Школы успеха»: « От успеха в школе к успеху в жизни» в период с 2004 по 2009 годы. Программа 2010-2015гг. ориентирована на основные положения Национальной образовательной инициативы « Наша новая школа».
Успешно решается задача по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации. Результат качества выполнения в ЕГЭ и ГИА стабильно высок. Ежегодно в числе выпускников школы есть золотые и серебряные медалисты. В 2014 году 4 выпускника получили медали «За особые успехи в учении», учрежденные Забайкальским краем, а также медали Министерства образования Российской Федерации.
Модернизация системы образования позволила сформировать ключевую идею программы развития «Школы успеха» - создание среды осознанного выбора. Образовательная среда осознанного выбора для нас сегодня включает систему воспитания на основе учебно-методического комплекса «Мой выбор», систему профильной подготовки по индивидуальным учебным планам, общественно-ориентированный уклад школьной жизни и тьюторство.
Обновленная образовательная среда создавалась в экспериментальном режиме. На уровне Забайкальского края в 2006-2009 годах школа работала в статусе творческой педагогической лаборатории – апробировала учебный комплект «Мой выбор». Модель профильной школы апробировали в режиме районного эксперимента в 2009-2011 годах. Модель общественно-активной школы внедряли как школьный эксперимент с 2008 года. Опыт инновационной деятельности школы по этим направлениям неоднократно обобщался в журнале для руководителей образовательных учреждений «Управление качеством образования» ( №4, 2007г.; №1, 2008г.; №6, 2008г.).
Среда осознанного выбора для нас - это обновленная воспитательная система, системообразующей деятельностью которой является воспитание гражданственности. Создание такой среды обусловлено внедрением учебно-методического комплекса «Мой выбор», на основе которого мы выстроили комплексно-целевую программу «Развитие воспитания» и программы воспитания классов. Образовательная среда осознанного выбора – это общественно-активный уклад школьной жизни. Учащиеся трёх ступеней образования, объединены в детские организации: центр «Детство» (1-4 классы); «Республика ДДТ» (5-8 классы); клуб «Время и мы» (9-11 классы). В 2006 году школа заняла 3 место в областном конкурсе Моделей ученического самоуправления.
Старшеклассники становятся победителями очных и заочных конкурсов и олимпиад различных уровней. Учащиеся успешно представляет научные исследования на районной научно- практической конференции. Школа ежегодно лидирует в олимпиадном движении на уровне района. Для участия в ШНПК-2014 было представлено 23 научно-исследовательские работы учащихся. Из 16 работ, представленных на районной научно-практической конференции, 8 работ заняли призовые места, из них 5 мест – первые. По итогам РНПК-2014 г. МАОУ «СОШ № 4» заняла 1 место в рейтинге среди ОУ города и района.
Высокий профессионализм педагогов, работающих в системе ДО, подтверждают результаты всевозможных творческих конкурсов и заочных олимпиад: Всероссийская заочная олимпиада по русскому языку для 5-11 классов; Всероссийский конкурс исследовательских проектов «Мир, в котором мы живём»; Всероссийский творческий конкурс «В мире животных»; Всероссийская дистанционная олимпиаде «Психология без границ»; Краевой конкурс среди ОУ, внедряющих программу «Разговор о правильном питании»; Малая командная олимпиада по химии; Малая командная олимпиада по биологии; Районная эколого-краеведческая конференция.
Ученица школы Соболевская Анастасия представляла край на уровне России во Всероссийской олимпиаде по обществознанию. Ученики школы дважды успешно представляли Забайкальский край на уровне России в марафоне занковцев. 2 ученика стали лауреатами премии главы городского поселения «Город Краснокаменск» «Лучший учащийся школы», 4 выпускника получали стипендию главы городского поселения «Город Краснокаменск» как Лучшие учащиеся ВУЗа, 1 выпускник получал стипендию как Лучший учащийся учреждения среднего профессионального образования. Выпускники – 2 человека – являются лауреатами премии «Будущее Забайкалья».
Лидирует на уровне района команда КВН, отряд юных друзей милиции «Отвага». Школьный ансамбль ложкарей «Веснушки» является лауреатом II степени Международного конкурса им. Будашкина. Школа имеет лучшие результаты в конкурсе чтецов. В конкурсе отрядов «Юных друзей милиции» команда учеников представляла Краснокаменский район на уровне края.
Школа заняла 1 место в края в конкурсе публичных докладов в 2011 году и 3 место в крае в конкурсе внутришкольных систем обеспечения качества образования в 2012.
В 2012 году за организацию временной занятости несовершеннолетних руководителю школы вручен диплом «Лучший работодатель».
По итогам 2013 года школа стала победителем среди учреждений, внедряющих проект «Дневник.ру».
В 2014 году за значительный вклад в обучение пенсионеров основам компьютерной грамотности и работе в Интернет-сети школа получила Благодарственное письмо Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края и отделения Пенсионного Фонда Российской федерации.
В 2011 году школа вступила в Общероссийский проект «Школа цифрового века», работа в котором продолжается до 2014 года. На данный момент в проекте ШЦВ участвует 28 сотрудников. Почетным дипломом руководителя образовательного учреждения была награждена Ельцина Ж.А. за активное участие в проекте с использованием современных ИТ и за качественное обеспечение коллектива ОУ цифровыми материалами в рамках проекта «Школа цифрового века». Грамотой от оргкомитета проекта была награждена Просянникова Т.А.
Инновационные процессы были высоко оценены в конкурсе ПНПО «Лучшая школа России» - в 2007 г. школа получила Президентский Грант в 1 миллион рублей. На краевом форуме учреждений, реализующих инновационные программы, «Образование-2011» школа получила дипломы Министерства образования, науки и молодежной политики 3 степени и ЗабГПУ за занятое 3 место в номинации «Инноватика в общем образовании».
Школа с 2007 года является членом «Клуба Лидеров Качества образования» , организованным Журналом «Управление качеством образования» (№4,2007). По итогам 2013-2014года школа участвовала в проекте «Инноватика в образовании» в качестве эксперта инновационных проектов, получила диплом и свидетельство «Участника Клуба лидеров качества образования».
Опыт работы школы описан директором для Всероссийского конкурса «Директор школы 2011», ежегодно проводимый журналом « Директор школы».
В качестве лучшего предприятия региона на основании предложения Администрации Забайкальского края учреждение внесено в реестр «Всероссийская Книга Почета». Школа внесена в реестр «Всероссийская книга почета» как лучшая школа региона.
Несомненными достоинствами школы является: качественная подготовка выпускников школы к поступлению в ВУЗ по предметам, которые они выбрали для поступления; отсутствие перегрузки учащихся, что способствует сохранению их здоровья и созданию психологической комфортности; сохранение контингента учащихся на старшей ступени. Учащиеся, обучающиеся школы, привлечены к научно-исследовательской деятельности, участию в олимпиадах и другим видам творческой деятельности в соответствии с их интересами. Достижения отслеживаются через технологию «портфолио» учащихся и учителей. Вместе с тем ведется мониторинг уровня соответствия выпускника 4, 9, 11 классов Образу выпускника.
К числу «сильных» сторон учебного заведения следует отнести высокую теоретическую и технологическую подготовку педагогов, существование у педагогического коллектива положительного настроя на осуществление инновационных преобразований, благоприятный нравственно-психологический климат.
Об эффективности управленческой деятельности свидетельствует имидж одного из престижных образовательных учреждений города Краснокаменска и одной из сильнейших школ Забайкальского края. Большая заслуга и ценность школы в том, что на протяжении всех лет в районе она входит в число лидеров по качества образования. Школа с честью и достоинством носит высокие звания: «Школа года РФ – 1996, 1997, 1998», «Школа века РФ – 2001
Школа расположена в типовом здании, которое поделено на 5 блоков. Первый блок и часть второго занимает начальная школа, куда ведет отдельный вход. Общим для всех является пятый блок, в котором расположены спортивный, актовый зал и столовая. Остальные помещения занимает основная и старшая школа.
Школа занимает площадь 34 484 кв.м., в том числе:
Спортивный зал – 482 кв.м.
Актовый зал – 209 кв.м.( 180 посад. мест)
Столовая - 192 кв.м.( 209 посадочных мест)
Кабинет обслуживающего труда 72 кв.м.
Швейная мастерская 72 кв.м. на 15 человек
Слесарная и столярные мастерские – 52 кв.м.
Тематически оформлены рекреации и вестибюли школы, в которых учащиеся и родители могут получить информацию по темам: « Приоритетный национальный проект «Образование»,» «Подготовка к Единому государственному экзамену», « Подготовка к государственной итоговой аттестации в 9 классе», «Охрана прав детства», « Закон обо мне, мне о законе», « Предпрофильная подготовка и профильное обучение». Оформлены залы « Я - гражданин», « Что за прелесть эти сказки», « Школьный краеведческий музей».
Коллектив живет под девизом:«От успеха в школе - к успеху в жизни».
Инновационные процессы МАОУ «СОШ №4» были оценены в конкурсе ПНПО «Лучшая школа России» - школа получила Президентский Грант. На первом краевом форуме учреждений, реализующих инновационные программы, «Образование-2011» школа получила дипломы Министерства образования, науки и молодежной политики и ЗабГПУ за занятое 3 место в номинации «Инноватика в общем образовании».
Кропотливо, тщательно в течение 5 лет мы создавали особое образовательное пространство - среду осознанного выбора. Образовательная среда осознанного выбора для нас сегодня включает систему воспитания на основе учебно-методического комплекса «Мой выбор», систему профильного обучения по индивидуальным учебным планам, общественно-ориентированный уклад школьной жизни.
Обновленная образовательная среда создавалась в экспериментальном режиме. На уровне Забайкальского края в 2006-2009 годах школа работала в статусе творческой педагогической лаборатории – апробировала учебный комплект «Мой выбор». Модель профильной школы апробировали в режиме районного эксперимента в 2009-2011 годах. Модель общественно-активной школы внедряли как школьный эксперимент с 2008 года. Мы разработали свои подходы к планированию образовательного процесса.
Среда осознанного выбора для нас - это обновленная воспитательная система, системообразующей деятельностью которой является воспитание гражданственности. Создание такой среды обусловлено внедрением учебно-методического комплекса «Мой выбор», на основе которого мы выстроили комплексно-целевую программу «Развитие воспитания» и программы воспитания классов. «Мой выбор» лежит в основе программы кружка для семиклассников «Я - гражданин»: «Мой выбор» интегрирован в курс обществознания 8 класса «Мой выбор» используется как элективный курс в 9 классе. Насыщенный интерактивными технологиями и деятельностным подходом образовательный процесс нацелен на повышение творческой активности учащихся среднего звена. Система мониторинга призвана отражать степень сформированности гражданской и правовой компетенции старших подростков. Эти две компетенции в качестве ключевых включены нами в Образ выпускника 9 класса, разработанный специально с учетом новых условий воспитывающего пространства школы.
Среда осознанного выбора для нас – это школа с обучением по индивидуальным учебным планам, социальными и учебными практиками на старшей ступени. Ей предшествует введение элективных курсов по выбору с 5 класса и психологическое сопровождение предпрофильной подготовки. Это позволяет старшеклассникам, владеющим навыками осознанного выбора, определиться с набором профиля и набором предметов, связанных с будущей профессией и поступлением в ВУЗ. Набор учебных предметов в 10-11 классе индивидуален для каждого. Класс, как самостоятельная единица при этом не существует. Существуют межклассные учебные группы переменного состава. Это становится возможным благодаря широкому спектру предложенных для изучения учебных предметов, элективных курсов и социальных практик. Это становится возможным благодаря особой технологии составления расписания уроков, благодаря особой системе ведения журналов. Регламентированная нормативно-правовыми актами и рабочими программами среда профильного образования поддерживается открытым доступом в сеть Интернет и мультимедийным оборудованием спецкабинетов. Новая образовательная среда насыщена научно-исследовательской и творческой деятельностью, участием в олимпиадах и конкурсах. Достижения старшеклассников наряду с показателями Образа выпускника 11 класса отслеживаются через технологию «Портфолио». Жизнеспособность созданной в школе образовательной среды подтверждают успехи учащихся. Ученики уверенно выбирают будущую профессию и выстраивают шаги по ее получению.
Образовательная среда осознанного выбора – это общественно-активный уклад школьной жизни. Социальное проектирование и волонтерское движение пронизывает урочную и внеурочную деятельность обучающихся 1-11 классов и делает школу общественно-активной. Индивидуальные, групповые и коллективные проекты развивают самооценку, самостоятельность, ответственность и коммуникативность. Позиция открытости школы обществу позволяет расширить школьную образовательную среду до масштабов города и района, так как проблемы этой образовательной среды становятся основой для социальных проектов. Школьники активно с интересом ответственно включаются в социальные отношения, овладевая определенными социальными ролями, проходя путь «проб» и «ошибок». Особое место в жизни общественно-активной школы занимает государственно-общественное управление образованием. В Управляющем Совете школы с работают как представители власти, представители градообразующего предприятия, родители, так и учащиеся. Отдельные вопросы решает родительский комитет. Значимые функции выполняют и органы детского самоуправления. В общественно-активной школе развито партнерство и шефские связи. Открытость школе обеспечивает сайт, созданный совместными усилиями учеников и педагогов как социальный проект.
Образовательная среда осознанного выбора – это особое, новое качество, качество педагога, полученное нами в процессе деятельности. Наш педагог не просто обладает широкими знаниями и опытом в определенной форме. Наш учитель является соучастником деятельности детей. Он умеет, ориентируясь на социальный заказ, увидеть ценность каждого учащегося. Он умеет без лишнего давления увлечь, найти подход направить ребенка. Знание психологии, современных образовательных технологий, особенностей детей делают учителя новым субъектом образовательной среды – тьютором. Тьютор сопровождает ребенка в его выборе, помогает определить траекторию личностного развития и ведет ученика к успеху.
Особое место отводится деятельностному, практическому обновлению содержания образования, конкретным способам деятельности - освоению современных образовательных технологий, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Применяемые в школе образовательные технологии соответствуют возрастным и медико-психолого-педагогическим особенностям учащихся. Для эффективного использования образовательных технологий простраивается их преемственность, взаимодополняемость.
Важную роль в ОУ играют информационно-коммуникационные технологии. Проблемы информатизации учебного процесса и моделирования процессов использования информационно-коммуникационных технологий в различных видах учебной деятельности обусловлены потребностью в формировании ИКТ - компетентности учащихся. Компьютер выступает как рабочий инструмент познания окружающей действительности. За истекший учебный год проведено несколько десятков учебных занятий: уроков, классных часов, факультативов, элективных курсов, педагогических советов, заседаний ШМО с использованием компьютерной техники.
Школа может заявить о себе как об общественно-активной школе, в которой развиваются мышление и творческий потенциал личности участников образовательного процесса. По методологическим подходам к развертыванию системы педагогической деятельности школа готовит учащихся к получению высшего образования на основе профильного обучения по индивидуальным учебным планам, к осознанному профессиональному выбору труда, проявлению активной гражданской позиции.
В основу концепции будущего состояния школы заложена Модель общественно активной школы с предшкольной подготовкой, предпрофильным, профильным обучением и развитой структурой дополнительного образования на основе гражданского воспитания и научно- исследовательской деятельности.